В Пекине Большой Брат проиграл

На модерации Отложенный

Подобно тому как монгольские завоеватели сумели обойти Великую стену, китайские граждане находят способы обойти изощренную интернет-цензуру, с помощью которой власти пытаются закрыть доступ к неугодным ресурсам.

В рамках борьбы за «чистоту» Интернета китайское правительство закрыло доступ к порносайтам, блогам, поставщикам онлайнового видео, а также к таким сайтам, как Facebook, Twitter и многим другим. Если Google выполнит свою угрозу и покинет Китай, то и поисковый механизм Google.cn также попадет в черный список.

Однако китайские пользователи придумали множество способов обойти эти запреты. Сколько китайцев совершают подобные акты гражданского неповиновения, сказать трудно, однако с тех пор как правительство предприняло массированную «зачистку» Интернета во время Олимпийских игр в Пекине и празднования в прошлом году шестидесятилетия коммунистического режима, число нарушителей непрерывно растет. Легкость того, как китайцы обходят цензурные ограничения, показывает, как тяжело в наше время приходится правительству, которое пытается поддержать строгость цензуры на уровне, возможном всего несколько лет назад.

Джейсон Н., окончивший китайский технический вуз и работающий в медиабизнесе, каждое утро просыпается в половине девятого и выходит во Всемирное виртуальное пространство. Через созданный им прокси-сервер он связывается с находящимся за рубежом компьютером, свободным от цензуры. «Информационный день» Джейсона начинается с новой записи в его блоге и чтения новостей в Google Reader и в Twitter. Расходы на поддержание сервера, которым кроме Джейсона пользуются пара десятков его друзей, составляют 15 юаней в месяц, то есть около 2 долларов. К тому же вся компания чувствует себя в безопасности: правительство редко преследует рядовых нарушителей цензуры, преследуя только известных диссидентов, публикующих в Интернете информацию на запрещенные темы.

Результатом такой политики власти стал быстро растущий обход цензуры студентами, правозащитниками и даже китайскими отделениями транснациональных корпораций, то есть всех тех, кто уверен, что только таким образом может оставаться частью глобального интернет-сообщества.



Компьютерным диссидентам удается даже проводить небольшие конференции и создавать группы обмена информацией о борьбе с цензурой. «Люди затаили зуб на правительство, лишающее их доступа к любимым сайтам, и число обходящих запрет постоянно растет», — говорит Исаак Мао, известный китайский блоггер и политический активист.

В свою очередь, правительство пытается усилить контроль за Интернетом и перекрывать каналы, используемые для обхода информационной блокады. Результат напоминает игру в кошки-мышки между китайским правительством и всемирным ополчением борцов за свободу Интернета.

Борьба с запретами уже превратилась в бизнес. Базирующаяся в Саннивейл (штат Калифорния) компания AnchorFree получает хорошую прибыль на распространении бесплатного, оплачиваемого рекламодателями программного пакета Hotspot Shield, который маскирует личные данные пользователей Интернета. С помощью этого пакета в Интернет выходят около 7,5 млн пользователей со всего мира.

Прошлым летом китайское правительство закрыло доступ к сайту AnchorFree. Практически немедленно те, кто уже пользовался этой программой, начали выкладывать программу в Интернете и рассылать ее копии своим друзьям. В результате, по данным основателя AnchorFree Дэвида Городянского, количество китайских пользователей программы удвоилось.

Бойцы за свободу в Интернете уверены, что, как бы ни оборонялись власти, Большой Брат заведомо проиграл эту схватку.

«Наша задача проще, чем у наших противников, — говорит Билл Ся, программист из Северной Каролины и автор программ DynaWeb и FreeGate, с помощью которых сотни тысяч китайцев каждый день посещают запрещенные сайты. — В основе Интернета лежит принцип открытых сетей. Каждый может публиковать и получать информацию, и до тех пор, пока власти не прихлопнут весь Интернет целиком, преимущество на нашей стороне».