Тихая годовщина площадных протестов

Год назад у заклятого друга России, бывшего кандидата в президенты США Джона Маккейна появился весомый повод сделать запись в Твиттере: «Арабская весна приближается к окрестностям России!».

Латентная радость сенатора от штата Аризона оказалось преждевременной. Годовщина многотысячных московских митингов отмечена собранием трехсот активистов на столичном Чистом бульваре и аналогичным числом участников в Петербурге. Все прочие российские города и веси не участвовали в памятной дате площадного недовольства.

Несистемный протест и митинговое горлопанство очевидно пошло в России на убыль. При этом число желающих обличать с трибун и постаментов не уменьшилось, но им катастрофически не хватает хотя бы благосклонных слушателей. Не говоря уже о массах сторонников с горящими глазами, чистой головой и крепкими руками, готовых к решительным действиям (а по сути - к уличному бандитизму) по призыву самопровозглашенных вождей. Резонно задаться ответом на двойное «Почему?» - «Почему в России состоялись многотысячные митинги и демонстрации?» и «Почему они сошли на нет?»

Массовости протестных демонстраций зимы 2011-2012 годов отрицать нельзя. Дело не только в арифметическом подсчете их участников. Изменился качественный состав митингующих, в их число вошли и творческая интеллигенция, и более широкий «креативный класс», и офисные служащие, и бизнесмены мелкого и даже среднего уровня - то есть представители социальных слоев, ранее в подобных мероприятиях не участвующих. У протестных акций были координирующие органы и схожий состав ораторов. В организации шествий и митингов весомую роль играли социальные сети. Внимание СМИ и интернета было неослабным и подзадоривающим.

Можно назвать несколько причин массовых протестов на столичных российских улицах годовалой давности:

Объективный рост политической активности граждан в связи с выборами Думы (декабрь 2011) и президента РФ (март 2012);
Социально-экономические проблемы и общественное недовольство коррупцией. Правда, это поразительно сочеталось с доставкой митингующей массовки мерседесами и миллионами наличных евро (непосильным трудом нажито!), разбросанных по квартирам у некоторых оппозиционных лидеров. Умом расчетов не понять, финансы в кассе не измерить, протест - особенная стать, и в честность денег надо верить...

Несоответствие федеральных итогов парламентских выборов с электоральными настроениями в мегаполисах. В жителях крупных городов традиционно больше скепсиса к действующей власти, да тут и предлог отыскался - мифические фальсификации народного волеизъявления. Доказать их не удалось ни разу, но роль протестного катализатора «вбросы бюллетеней и карусели избирателей» сыграли успешно;

Фактор групповой солидарности - ощущение «неодиночества», чувство причастности к толпе, суррогат общения, сублимация социума - в перенаселенных городах множество по-настоящему одиноких людей...

Прошлой зимой столичный уличный протест стал трендом. Его демонстрация стала модной. Сетевые ресурсы и социальные сети многократно усилили, умножили, распространили такой посыл. Участие в оппозиционных акциях стало сродни походу на выставку, кинопремьеру, театральную постановку. «Как, вы не бывали на проспекте Сахарова?! Сходите непременно, это надо видеть, там собираются лучшие люди города...»

Объединение радикальной и сравнительно немногочисленной политтусовки с действительно массовыми выступлениями «рассерженных горожан» создало у оппозиционных лидеров иллюзию популярности. Это объединение было достаточно кратким, спад демонстрационно-митинговой активности начался уже с февраля 2012 года. Еще до мартовских президентских выборов эта тенденция стала явной - но неформатные «вожди» продолжали с потрясающим упорством полагать себя властителями помыслов миллионов россиян. Граждан великой страны, которые не поддержат митинговых лидеров хотя бы по следующим причинам:

Протест ради протеста.

Риторика на основе единственного тезиса «Долой!!!» может быть убедительной, но не в состоянии быть долгой. Она воздействует на эмоции, но не на разум. Можно до хрипоты прокричаться на митинге, однако звуковые децибелы не в состоянии дать мало-мальски вразумительного ответа на обыденный вопрос - «А дальше-то что?»

Радикальные призывы к насильственным и неконституционным действиям не найдут отклика у адекватных людей, как бы не были они недовольны властью. Огромное, многомиллионное горе революций и путчей XX века живо в сердцах людей, пусть это и пафосно звучит. Нас не затащить на баррикады и не спровоцировать на беготню с обрезами по улицам своих городов. К огромному счастью для всех, в том числе и для самих неформатных оппозиционеров.

Предсказуемый раздрай в аморфном руководстве протеста. По сути, руководства-то и не было (и нет). Нет основы для единства - не считать же таковой «дружбу против власти»? Собственные амбиции в сочетании с пренебрежением к коллеге по протестной трибуне, отсутствие яркого (или хотя бы нетусклого) лидера, репутационные проблемы у большинства лидеров. Координационный совет оппозиции был избран, когда координировать стало нечего.

Итоги последующих выборов на местах - столь неугодная партия власти уверено выиграла большинство губернаторских постов и мест в региональных законодательных собраниях. Между прочим, участников митингов в поддержку Д.Медведева и В.Путина за весну-лето 2012 года было порядка 800.000 человек, и свыше половины из них приходится на «замкадье». Российская глубинка судила о протестах по телевизору, и эта картинка ей не понравилась.

Лозунговое мышление. Красивые и хлесткие фразы на протестных транспарантах страдали одним общим недостатком - отсутствием жизнеспособности. Данные социологических опросов среди участников оппозиционных митингов очень интересны: Лозунг «Свободу политзаключенным!» большинство поддерживает....из гуманистических соображений, сомневаясь в непосредственном наличии таковых узников.

Призыв «За честные выборы!» сами протестанты полагают абстрактным, а «Даешь перевыборы!» - так и вовсе глупым. Если вся избирательная система объявляется нечестной, так какой же смысл проводить выборы заново? Броский слоган про партию жуликов и воров сами протестанты соотносят со всеми партиями и в целом с политической системой. Восприятие лозунга «Россия без Путина!» вообще показало поразительные результаты - по данным ВЦИОМ, свыше половины участников протестных акций на президентских выборах 2012 года голосовали...за Путина! Основная мотивация - «...он является консолидирующей фигурой для всего общества...». Яркий транспарант «Вы нас даже не представляете!» следовало принять и на собственный, оппозиционный счет. Тогда бы не пришлось удивляться наличию националистов, маргиналов и прочих одиозных прохвостов под креативными лозунгами.

На митинге 5 декабря 2012 года, посвященном годовщине многотысячных демонстраций годовой давности, собралось около 300 людей. Многие из них были журналистами, основная тема грустных разговоров между участниками касалась «вырождения протеста». Хотя достаточно прийти домой и включить пр-р-роклятый телевизор. Вот он, «невыродившийся протест», бурлит по всем египетским городам.

P.S. Комментируя принятие Конгрессом США репрессивного «закона Магнитского», один из лидеров митинговой оппозиции Б.Немцов назвал его «самым пророссийским законом в истории Америки», подчеркнув, что «...мы будем добиваться...принятия такого закона...и Евросоюзом....». С такими вождями и врагов не нужно. С такими предводителями и триста сторонников станут несбыточной мечтой.