Грузии стоит волноваться не о России, а о другом соседе

На модерации Отложенный

На прошедших выборах в Грузии внимание в значительной степени было сосредоточено на российском вопросе. Это объясняется тем, что то из немногого, что известно о новом премьер-министре Грузии Бидзине Иванишвили, это то, что он сделал свое огромное состояние в России.

Но грузинские эксперты беспокоятся не о том соседстве. Ничего особенно, вероятно, не изменится в отношениях Грузии с Россией. Гораздо больше причин для беспокойства в её отношениях с Турцией, говорится в материалах The National Interest.

Как только коолиция «Грузинская мечта» Иванишвили одержала решающую победу над правящей партией президента Михаила Саакашвили в октябре на парламентских выборах, множество комментаторов подняли вопрос о России, стали появляться такие заголовки, как «Русские победили на парламентских выборах Грузии». Некоторые из наиболее паникующих комментаторов стали писать о неоколониальном отношении к Грузии со стороны Москвы.

На самом деле, большинство грузин способны видеть разницу между русской армией и русскими деньгами (которых немало уже инвестировано в Грузию).

Российский бизнес Иванишвили многих интригует. В настоящее время его состояние оценивается в сумму более шести миллиардов долларов. Известно, что главным образом он заработал деньги через банк «Российский кредит». Известно, что он работал с некоторыми из наиболее противоречивых фигур того времени.

Что касается подозрений о его связи с Путин и Кремлём, они в основном носят косвенный характер, и нет никаких очевидных доказательств этой связи. Существуют гораздо более захватывающие материалы с биографиями других российских миллиардеров того периода, таких как Роман Абрамович, Борис Березовский, Владимир Гусинский, Михаил Ходорковский, или даже грузинского олигарха Кахи Бендукидзе который был министром экономики при Саакашвили.

Это не означает, что у Иванишвили нет скелетов в шкафу. Но, если бы что-то стало известно о них, можно было бы ожидать их освещения с сенсационными комментариям в эфире двух просаакашвиливских каналов Имеди и Рустави-2. У них был целый год, чтобы придумать что-то. Таки образом, Иванишвили пришёл в грузинскую политику почти с чистого листа.


Опросы о выборах показывают, что большинство грузинских избирателей хотят, чтобы не было проблем с Россией. Иными словами, их в основном волнует экономика, хотя они и не желают видеть любой компромисс по претензиям Грузии в своей территориальной целостности. Но многие грузины также с нетерпением ожидают восстановления торговых отношений с Россией, в том числе возвращения минеральной воды и вина на рынок России, то, что, скорее всего, произойдёт в любом случае, после присоединения России к Всемирной торговой организации в этом году.



За горькими политическими конфликтами с Россией за последние 20 лет скрыта более глубокая историческая реальность: рядовые грузины чувствуют более близкое родство с русскими, чем со многими другими национальностями, в том числе американцами. Но заглядывая глубже в историю можно увидеть, что более старые культурные отношения у грузин с турками, а не русскими. За многовековую историю турки угрожали грузинской государственности гораздо больше, чем русские. Русские периодически защищали христианскую Грузию от мусульманских персов и турок.

Опрос Кавказ Центра показывает, что грузины больше одобряют браки грузинских женщин с русскими (41% за, против 53%), чем их браки с американцами или турками (21% за, 74% против). Ответы на вопрос с какой национальностью грузины предпочитают вести бизнес были подобные.

К чести правительства Саакашвили, они упорно трудились, борясь с антитурецкими стереотипами и развивая хорошие отношения с западными соседями. Ранее в этом году две страны подписали безвизовое соглашение, по которому можно пересекать границу только с отечественными документами, удостоверяющими личность. Турция превратилась в крупнейшего торгового партнёра Грузии. В первые три квартала 2012 года товарооборот между двумя странами составил более одного миллиарда долларов.

Турецкие деньги и грузинская политика слились в черноморском городе-курорте Батуми, расположенного недалеко от общей границы. Батуми был любимым проектом Саакашвили, который организовал там экстравагантный строительный бум.

Но все это вызвало обратную реакцию. Батуми был частью Османской империи до 1878 года и в окружающих регионах по-прежнему проживает большое мусульманское население. Местные политики-националисты, опираясь на православную церковь, начали разжигать страхи по поводу нео-османской экспансии в своём городе, говоря, что турецкие рабочие вытесняют грузин с рабочих мест, а также что мусульмане выталкивают христиан. Планы по восстановлению мечети Османской эпохи, разрушенной в сталинскую эпоху, стали громоотводом для этих националистических настроений.

В Батуми теперь звучат призывы ограничить иммиграцию и турецкую торговлю. Турецкий экспорт в Грузию действительно в десять раз выше, чем импорт из Грузии в обратную сторону, это признак несбалансированной экономики установленный предыдущим правительством. Но будет ошибкой, если новое правительство Грузии позволит националистическому крылу отчуждать то, что в настоящее время делает соседей доброжелательными. Этот вопрос, а не вопрос отношений с Россией, может стать первой внешнеполитической задачей Иванишвили.