Распад США: только бизнес и никакой политики

Американскими штатами в их стремлении отделиться движут, скорее, экономические соображения. Вот уже несколько дней СМИ бурлят новостями о том, как собираются распадаться США. И дело даже не в том, что Белый дом ни в коем случае не «отпустит» даже те штаты, что смогли набрать достаточное количество подписей под требованиями о выходе из состава единого государства. А в том, что сепаратистские тенденции пытаются то и дело увязать с результатами выборов.

Стоит признать, что даже при беглом взгляде бросается в глаза, что 6 из 7 штатов, собравших по 25 000 подписей в пользу отделения — это те, где на выборах население поддержало Митта Ромни. Нарушает эту закономерность пока лишь Флорида. Впрочем, то ли ещё будет — американские СМИ сообщают о том, что сбор подписей под петициями о выходе из США стали собирать повсеместно. Равно как и сбор подписей за сохранение статус кво.

Можно было бы действительно согласиться с тем, что стремление покинуть США и стать самостоятельным государством — это сублимация обиды за поражение желаемого кандидата (Ромни). Но в током случае массовый сбор подписей, вроде того, что наблюдается сейчас, должен происходить в различных штатах каждые 4 года. Посмотрим же повнимательнее, кто стоит во главе нынешнего «сепаратистского движения».

Это техасцы, которые поставили под петицией более 90000 подписей (при необходимом минимуме в 25000). Напомним, что жители этого штата кичатся, в первую очередь, тем, что их экономика — 15% в мире. И именно этот довод озвучивают они как основной в пользу отделения: «Учитывая, что Техас поддерживает сбалансированный бюджет и является 15-й экономикой мира, представляется возможным выход штата из союза», – прямым текстом гласит петиция. Таким образом, во главу углу становится именно наличие экономических предпосылок к самостоятельному существованию, а не политические пристрастия.

А вот в чём эти предпосылки — уже другой вопрос.

Не так давно Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало очередной ежегодный доклад «World Energy Outlook», в котором прогнозирует серьёзные изменения на мировом топливном рынке в связи с ростом нефте- и газодобычи в США.

В частности, утверждают авторы документа, уже через 8 лет Штаты обгонят Саудовскую Аравию. Собственно говоря, об этом говорят уже давно, не зря Эндрю Крамер из «The New York Post» отмечает в своей недавней статье, что «десятилетиями на нефтяных полях между Россией и США происходила малоизвестная технологическая гонка времён Холодной войны: гонка не в космосе, а под землёй». Речь же идёт о добыче сланцевой нефти, что гораздо прибыль нее, чем классическая технология.

«США находятся на переднем крае стремительной трансформации в производстве нефти и газа, которая затронет все регионы мира», — подчёркивает в этой связи глава МЭА Мария ван дер Хувен.

Управление энергетической информации США, в свою очередь, сообщает не менее воодушевляющие новости - среднесуточная добыча нефти в стране составила в этом году 6,68 млн. баррелей. Таким образом для себя Штаты достигли в данной сфере рекордной за последние 12 лет отметки.

И — что самое примечательно в контексте сепаратистских тенденций – среди рекордсменов есть и Техас. Здесь нефтедобыча увеличилась аж на 19% - по сравнению с прошлым годом.

Однако одно дело — много получать. Хотелось бы ещё и мало тратить. Чего на фоне растущей в США безработицы, очевидно, в ближайшее время не получится. Как сообщает издание Bloomberg, на этой неделе значительно выросло число заявок на пособие по безработице — с 355000 до 375000. Всего же на пособии сейчас «сидит» более 3 миллионов американцев. Их проживание, как нетрудно догадаться, оплачивается за счёт добропорядочных налогоплательщиков (из чьих средств в значительной мере формируется федеральный бюджет США). Не имея за плечами сложной истории взаимоотношений (вроде Испании и Каталонии или Шотландии и Англии), американские штаты едва ли имеют какие-то другие причины для отделения друг от друга, кроме желания экономической самостоятельности и нежелания содержать дармоедов.

С другой стороны, насколько бы эти процессы не казались далёкими, их зависимость от нефтедобычи и рынка энергоресурсов, к которому привязана и Россия, могут иметь далеко идущие последствия для всего мира.