Истоки русского национализма

На модерации Отложенный

Главная проблема России  заключается в том, что суверенитетом  у нас обладает не нация, а государство. Российское государство существует отдельно от народа и неподконтрольно ему, паразитируя на русских, которые оказались словно в плену на своей собственной земле. Но такое положение дел сложилось отнюдь не вчера, оно действительно врастает своими корнями в толщу истории, разыгрывая русскую национальную трагедию на протяжении уже многих веков. И своеобразной отправной точкой выступает одно, очень далёкое от сегодняшних дней событие русской истории: Это церковный раскол, который ознаменовал окончательную трансформацию России из государства русских, в неподконтрольную народу деспотию. И именно тогда русский народ впервые схлестнулся с переродившимся государством. 

Первым масштабным вызовом, брошенным русским народом проекту деспотичной космополитической империи, стало движение старообрядцев. Причём вызов этот носили совсем не анархический характер стихийного сопротивления, которым были пропитаны многие русские бунты. Напротив, это был осмысленный и целостный протест, содержавший русскую народную альтернативу социального, политического  и экономического устройства России, которую государство похитило у русского народа. И, что самое главное, движение это носило именно националистический характер. Ведь даже сам раскол, как впрочем, и последующее строительство империи, осуществлялся вовсе не русскими руками: Реформа была затеяна Никоном, мордвином, подготовили  её греческие иерархии, а исполняли украинские священнослужители. В осуществлении имперского космополитического проекта власть вообще предпочитала опираться именно на инородцев, которые были лояльны не стране – а власти. Да и трудно было проводить политику закабаления русского народа русскими же руками. 

Безусловно, в первую очередь, старообрядцы были движением религиозным, но в те времена иначе и быть не могло: Религия тогда выступала основным и чуть ли не единственным языком социальной и политической жизни, которая облекала в свои формы любые идеи. Национализм тогда выражался через религиозное мессианство народа, через идею его особой праведности и истинности. Например, оформление Англии как национального государства англичан, выражалось в идеи, что англичане это истинные христиане, народ выделенный самим Богом среди прочих племён, и их страна находится под его покровительством. 

Старообрядцы, пусть и через религию, впервые выразили стремление русских жить свободными людьми на своей земле: ими провозглашались идеалы демократии, экономической и социальной автономии человека, которые сочетались с верностью русским традициям и культурным устоям. И неудивительно, что это движение  быстро объединило в себе самую трудолюбивую, самую образованную, активную и предприимчивую часть русского народа, ведь оно являлось носителями подлинно русских идеалов. И русский народ тянулся к этому течению:  Несмотря на ожесточённое, поистине иррациональное преследование со стороны властей, старообрядцы составляли около четверти великорусского народа и привлекательность этого течения, не теряло своей силы с течением годов. Как отмечал в сороковых годах девятнадцатого столетия Михаил Погодин – если бы не угроза отлучения от церкви, больше половины русских крестьян перешло бы в ряды старообрядцев. 

Можно сказать, что движение старообрядцев было русским аналогом протестантизма, той силы, что ознаменовало начало европейского пути прогресса, ведь говоря о вере отцов, они провозглашали новую, живую народную религию.

 Консерватизм в морали и взглядах удивительно сочетался с открытостью к технологическим новшествам и экономической предприимчивостью. И самое удивительное, что старообрядцы смогли делом доказать правоту своих взглядов: Из их числа вышли передовые промышленники, лучшие работники, и честные успешные купцы, которые своим усердным трудом созидали могущество России.  

Старообрядчество, рождённое народом, носило удивительно демократический характер: В делах церкви и своих общин, они исходили из принципа соборности, то есть  народовластия, а не иерархии, так как в процессах управления принимали участие все члены общины.  Неслучайно старообрядчество захватило в первую очередь умы Русского севера, тех исторических территорий, где ещё была жива память о вечевых республиках прошлого, казачества на русских окраинах и, конечно же, Сибири, которая и осваивалась в основном благодаря старанию старообрядцев. Под знамёнами Старого Обряда собралась самая деятельная, сильная и волевая часть русского народа, которая жаждала дышать воздухом свободы и независимости, а не чахнуть в крепостной кабале под властью всё более деспотичного государства.   

Важной чертой старообрядчества был русский национализм, который, в силу эпохи, выражался в идее святости земли русской и избранности всего русского народа, как носителя истинной веры. На самом деле именно национализм являлся основополагающей, центральной частью учения старообрядцев: В их работах, особенно у братьев Денисовых, руководителей поморской церкви, красной нитью проходила идея избранности всего русского народа, каждого русского села и города, которые и есть подлинные коллективные носители истины, а вовсе не московский государь или патриарх. По мнению старообрядцев, весь русский народ был носителем идеала «священного царства», суверенной нацией, выражаясь современным языком. А идеальное устройство России они представляли как  федерацию самоуправляющихся крестьянских миров, то есть – регионов или земель. По сути, старообрядцы были первым массовым национальным движением русского народа, предтечей современного русского национализма, определивший на века главный вектор движения.

Старообрядчество удивительно точно сформулировало тот идеал, который в русском народе проходил красной чертой сквозь толщу веков, оставаясь практически неизменным. Уже тогда, старообрядцы выступали за национальное демократическое государство с сильными равноправными регионами, рыночную экономику, основанную на национальном предпринимательстве, свободу, социальную автономию и равноправие русских людей, а так же верность консервативной морали и национальным традициям. И их идеалы совсем не потеряли актуальности, ведь именно такой и должна был стать Россия, если бы не завихрении истории. 

Старообрядцы были первыми, кто выступил против превращения России из государства для русских, в государство, существующее за счёт русских, положив начало русской национально-освободительной борьбе, которая длится с переменным успехом уже без малого четыреста лет. Они были первыми, но совсем не последними. И наша история писалась  целой вереницей борцов за русскую свободу, что вопреки иностранным захватчикам и российской власти пронесли сквозь века знамя этого идеала. Сегодня эта миссия ложится на плечи русских националистов, и только мы сможем воплотить тот подлинно народный идеал, возвращения России русскому народу.