"Наше государство не задействует позитивный опыт СССР"

Ситуация с планированием - одна из главных причин такого плохого инвестиционного климата

«Валдайский клуб» - достаточно либеральная площадка. Здесь происходит общение с западными экспертами и теми российскими экспертами, которые, в свою очередь, имеют хорошие связи с западными. Наверное, это та площадка, где критические оценки советского опыта более органичны, чем на встрече с активистами «Народного фронта».

Путин не лукавит в вопросах, связанных с советским опытом

Наш глава государства умеет быть адекватным аудитории, при этом Путин не лукавит в вопросах, связанных с советским опытом, и его отношение к этому неоднозначно, объемно. То, что было сказано по поводу сырьевых проблем СССР и нерыночности его хозяйства, я думаю, является распространенным упрощением, так что скорее это выглядит как обращение к клише. Я не вижу тут попытки по-настоящему ответить на вопрос о причинах краха советского проекта. Я вижу тут некие дежурные слова, и не придал бы им большого значения.

Что касается усилий по диверсификации экономики, то я бы сказал, что мы предпринимаем колоссальные риторические усилия по диверсификации нашей экономики. Они колоссальны и начались с середины 90-х годов, а практические шаги в этой сфере гораздо более скромные, в том числе и потому, что государство в недостаточной мере задействует позитивный опыт СССР. Я говорю о стратегическом планировании. Вне зависимости от того, социалистический ли, рыночный ли уклад, развитие требует деятельности по планированию инвестиционной активности, индикативному планированию, которое создает ориентиры для частного бизнеса. Также необходима координация планов развития активов, принадлежащих государству.

Наивно было бы считать, что интеграция в Евросоюз является панацеей от наших бед

Ситуация с планированием - одна из главных причин такого плохого инвестиционного климата, потому что для инвестиций нужны не только благоприятные рамочные условия: необходим и квалифицированный инвестиционный спрос, создаваемый государством. Для этого и требуется стратегическое планирование, без этого говорить о диверсификации довольно сложно. Без этого экономика будет развиваться скорее в инерционном режиме, а это предполагает консервацию сырьевой зависимости. В инерционном режиме капиталы идут туда, где наибольшая норма прибыли, а это импорт готовой продукции и экспорт полезных ископаемых.

Что касается тезиса о невозможности интеграции России в ЕС, то отказ обсуждать эту тему абсолютно обоснован. Жизнь страны, погруженной в ЕС, в корне меняется, и далеко не всегда в лучшую сторону. Появляется совершенно другая формула управления, связанная с согласованием множества позиций между государствами, евробюрократией; огромное количество вопросов переносится фактически на общеевропейский уровень. К этому не готовы ни мы, ни наши партнеры, поэтому нет смысла об этом говорить.

А еще большей наивностью было бы считать, что интеграция в Евросоюз является панацеей от наших бед. Это - утопия, которая состоит в представлении о том, что наши застарелые экономические проблемы можно разрешить, войдя в евроструктуры. Это не так: никакие проблемы не решаются автоматически. Если говорить о диверсификации экономики, то более глубокая интеграция сама по себе не будет ей способствовать.