Кто наживается на трагедии в Гаити?
На модерации
Отложенный
Экстренная международная помощь
12 января 2010 года на Гаити, беднейшей стране Карибского бассейна, произошло землетрясение, равного по силе которому не наблюдалось в регионе на протяжении последних 200 лет. Сила одного из его толчков превысила семь баллов по шкале Рихтера. В результате было разрушено большинство построек в столице страны Порт-о-Пренсе, серьезно пострадали дворец президента и штаб-квартира миссии ООН, некоторые сотрудники которой до сих пор считаются пропавшими без вести, многие правительственные здания, гостиницы, магазины. Число жертв среди населения в настоящее время не установлено, но, по словам сенатора Гаити Юри Лятортю, оно может достигать порядка 500 тысяч человек. Тысячи людей продолжают оставаться под развалинами рухнувших построек в столице и других городах страны. Работа спасательных отрядов серьезно осложняется острой нехваткой тяжелой техники и средств связи. Попытки прекратить царящий в стране хаос наталкиваются на панику, острую нехватку продовольствия, питьевой воды и медикаментов, а также участившиеся случаи мародерства.
Международное сообщество сразу выступило с инициативой организации экстренной помощи пережившей стихийное бедствие стране. Первой на помощь своему соседу пришла Доминиканская Республика. Затем, после того как была восстановлена взлетно-посадочная полоса в международном аэропорту столицы страны, Гаити начала принимать гуманитарные грузы и другую материальную помощь из Бразилии, Боливии, Великобритании, Венесуэлы, Кубы, Канады, Мексики, США, России, Испании, Франции, Нидерландов, Гайаны, Тринидада и Тобаго, Грузии, ЮАР, Японии и Китая. Наряду с крупнейшими международными организациями серьезную поддержку оказали частные лица и общественные объединения различных порядков и ориентаций.
Наиболее значимую роль здесь намерен сыграть Всемирный банк, руководство которого заявило о готовности предоставления Гаити экстренного гранта в размере 100 миллионов долларов США, который призван дополнить общий объем уже реализуемых финансовых программ банка в этой стране. В самое ближайшее время этой организацией на остров будет отправлена миссия экспертов, основной задачей которых станет совместная «работа с местным правительством и зарубежными партнерами» по оценке «потребностей экономики пострадавшей страны и восстановлению ее инфраструктуры». В этой связи особый интерес представляют истинные намерения Всемирного банка.
О роли Всемирного банка
Как известно, Всемирный банк представляет собой один из наиболее влиятельных институтов мировой экономики, который, наряду с Международным валютным фондом фактически определяет финансово-экономическую политику целого ряда (согласно мнению некоторых экспертов – более 75) стран мира, подавляющее большинство среди которых составляют так называемые «страны третьего мира». Влияние, которое оказывают две названные структуры на процесс формирования международной политики, становится очевидным уже при беглом ознакомлении с их реальной деятельностью.
Так, выдача кредита, привлекательность которого обеспечивается низким процентом, обыкновенно сопровождается целым рядом условий, среди которых могут быть, например, приоритет финансирования и развития именно тех отраслей промышленности, которые ориентированы на экспорт в развитые страны, реструктуризация и либерализация финансово-экономической системы государства, приватизация государственной собственности и минимизация бюджетного обслуживания социальной сферы. В настоящее время более 65% займов Всемирного банка направлено на реструктуризацию экономик тех или иных стран мира.
Такой подход объясняется, прежде всего, стремлением обеспечить возврат кредитных средств и коммерческие интересы зарубежных предприятий, которые при активном участии Всемирного банка неизбежно наполняют сферу хозяйственных отношений кредитуемого государства. Страны, не выполняющие требования кредиторов, лишаются средств и подвергаются сильнейшему политико-экономическому давлению на международном уровне. В свою очередь, выполнение соответствующих требований зачастую приводит к возникновению кризиса общественных отношений, кризиса в валютно-финансовой сфере и невозможности осуществления платежей по кредитам.
В этом случае руководство Всемирного банка может выступить с предложением списания долгов, однако здесь на первый план выступают уже требования политические, которые обычно направлены на обеспечение сугубо национальных интересов узкого круга фактически контролирующих названные организации стран. В этот круг, как известно, входят: Соединенные Штаты, которые контролируют порядка 16% голосов в правлении Всемирного банка и 17% - в Международном валютном фонде; Япония, имеющая 8% и 6% голосов соответственно; а также Германия, Великобритания и Франция, которым принадлежит примерно по 5% голосов в каждой из организаций. При этом только США фактически обладают правом вето на те или иные решения Всемирного банка, а главу этой влиятельнейшей международной финансовой организации назначает американский президент.
Открывающиеся перспективы
Соединенные Штаты (и лучшим подтверждением тому служит история) традиционно принимают самое активное участие в формировании политического процесса внутри региона Карибского бассейна, в котором Гаити занимает принципиальное геополитическое положение. Остров Испаньола, западную половину которого занимает республика, является воротами в бассейн Карибского моря.
Он расположен между Кубой и Венесуэлой, с его территории возможно не только оказывать давление на эти и некоторые другие страны, но также контролировать ключевые направления транспортировки углеводородов и наркотических средств из стран Латинской Америки. Именно через территорию Гаити, согласно некоторым данным, проходит до 14% всего объема кокаина, поставляемого в Соединенные Штаты из Колумбии, Боливии и Перу. Кроме того, американские корпорации полностью контролируют сахарную, бокситовую и текстильную промышленность страны, на их предприятиях за заработную плату, средний уровень которой не превышает одного доллара США в день, трудятся десятки тысяч граждан Гаити.
В своей деятельности по ликвидации последствий землетрясения Соединенные Штаты вполне ожидаемо сделали акцент на работу с объектами так называемой критической инфраструктуры. Именно американские военные «взяли на себя ответственность» за восстановление единственного международного аэропорта страны, расположенного в ее столице.
В транспортировке гуманитарных грузов с территории США задействованы военная авиационная техника и боевой авианосец.
Согласно заявлению председателя Объединенного комитета начальников штабов Соединенных Штатов адмирала Майка Маллена, скоро на Гаити прибудет второй авианосец и будет продолжать оставаться там весь период проведения спасательной операции, которую глава американского министерства обороны Роберт Гейтс охарактеризовал как «самую важную военную миссию США в Западном полушарии». Всего в рамках проведения «спасательной операции» в страну будет направлено от девяти до десяти тысяч американских военнослужащих.
Подтверждением слов Гейтса стал целый ряд визитов в республику представителей политической элиты американского государства, среди которых особое место занимает приезд главы внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов Хилари Клинтон. В недавнем прошлом (летом 2009 года) ее муж, бывший президент США Билл Клинтон, был назначен на должность Специального посланника ООН по Гаити, в качестве которого он провел целый ряд встреч с представителями политической и экономической элиты страны с целью выявления общих взглядов на перспективы сотрудничества в области ликвидации последствий стихийных бедствий. Именно в рамках выработанных решений такие объекты как аэропорт в Порт-о-Пренсе стали переходить под контроль американских военных непосредственно после того, как произошла известная трагедия.
Сотрудничество или внешнее давление?
Вообще новая история тесных взаимоотношений Соединенных Штатов и Республики Гаити началась в 1914 году, когда ограниченный контингент американской морской пехоты высадился на острове и оккупировал его. Центральный банк страны был захвачен, весь ее золотой запас был вывезен в США, а оккупация продолжалась вплоть до 21 августа 1934 года, когда с флагштока президентского дворца в Порт-о-Пренсе был спущен американский флаг. В этот период порядка 40% ВВП страны вывозилось за пределы ее территории и осваивалось американскими коммерческими банками. Сами же гаитяне были лишены возможности принимать сколько-нибудь значимое участие в политико-экономической жизни страны.
В течение нескольких последующих десятилетий к власти в стране приходили попеременно то правые, то левые силы, однако политический и экономический контроль над суверенным государством со стороны Соединенных Штатов со временем только усиливался. В 1957 году к власти в стране пришел печально известный Франсуа Дювалье, который не уставал афишировать свою проамериканскую и резко антикоммунистическую ориентацию. Диктатура Дювалье, продолжавшаяся на протяжении почти тридцатилетнего периода (в том числе, и в период правления его сына), была отмечена минимизацией заработной платы, ограничением деятельности профсоюзов (что создало дополнительные благоприятные условия для американских промышленных корпораций), а также массовыми репрессиями в отношении оппозиции.
Президентская карьера сына Франсуа Дювалье Жан-Клода, которая началась в 1971 году после смерти отца, закончилась в 1986 году в результате непрекращающихся народных волнений, которые время от времени обретали форму гражданских войн. После очередного этапа достаточно жесткой борьбы за власть, в ходе которой во главе государства последовательно находились три человека (одному из них даже удалось прийти к власти дважды), в декабре 1990 года на пост очередного президента был избран бывший католический священник Жан-Бертран Аристид, который сразу взял курс на автономизацию внутренней и внешней политики Гаити. В результате уже в конце сентября 1991 года при активной поддержке извне в стране произошел очередной переворот, за которым последовал трехлетний период острой конфронтации между пришедшей к власти военной хунтой во главе с генералом Раулем Седра и правительством избранного президента в изгнании.
В 1994 году уже после принятия Советом Безопасности ООН резолюции №940 и с молчаливого согласия американского правительства, которое посчитало его на тот момент для себя «меньшим из двух зол», Аристид вновь приступил к исполнению обязанностей президента страны. На выборах в декабре 1995 года победил его соратник Рене Преваль, который форсировал проведение неолиберальных реформ, что резко обострило и без того напряженную социально-политическую ситуацию в стране. В 2001 году к власти в стране вновь вернулся Аристид, который, приняв целый ряд непопулярных мер в области социально-экономической политики, фактически спровоцировал антиправительственный мятеж, начавшийся 5 февраля 2004 года. Уже 29 февраля президент был вынужден подать в отставку и бежать из страны (согласно некоторым данным, он был насильно вывезен в Центрально-Африканскую Республику).
К временному исполнению обязанностей президента приступил председатель верховного суда республики Бонифас Александр, который обратился к ООН с предложением направить ограниченный контингент миротворцев для урегулирования ситуации в стране. В ответ на данное предложение в апреле 2004 года на территорию Гаити были введены американские, французские, канадские и чилийские воинские формирования, а 14 мая на пост президента страны вновь был избран Рене Преваль. О роли, которую в этом вопросе сыграла Организация Объединенных Наций можно сделать вывод, например, из заявления Дональда Рамсфельда, занимавшего в тот период пост министра обороны Соединенных Штатов, который в одном из своих интервью журналистам заявил, что «сообщение об одобрении высадки войск на Гаити со стороны ООН пришло тогда, когда корабли ВМС США с морскими пехотинцами на борту уже находились на подходе к берегам Больших Антильских островов».
Тем не менее, события 2004 не увенчались успехом для американской стороны. Ситуацию в столице страны под контроль тогда взяли французские военные, которые затем передали все свои полномочия Миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации ситуации на Гаити. Сегодня военно-политическому руководству Соединенных Штатов вновь представилась возможность принять самое активное участие в судьбе одного из своих северо-восточных соседей. Таким образом, последние события, произошедшие в стране и получившие широкий общественный резонанс, фактически создали условия, при которых Соединенные Штаты усилят собственные позиции в республике, а значит и во всем регионе Карибского бассейна.
Комментарии