Ленин и теперь живее всех живых

На модерации Отложенный

От Ленина просто так не отмахнуться. Даже когда мы перезахороним мумию на кладбище рядом с матерью и переименуем улицы, носящие его имя, когда разберем памятники ему, мы не сразу избавимся от его влияния. А может быть, не избавимся никогда, и спустя какое-то время оно начнет усиливаться. И кто знает, не вернется ли он к нам или к нашим потомкам еще более вознесенным, еще более требующим жертв и крови.

Ленин - собирательное имя стихии толпы, уравнительных устремлений, завистливых амбиций. С его именем связан первый в истории земных цивилизаций успешный захват власти в государстве толпой, так называемыми низами.

Для советских людей, для меня, по крайней мере, Ленин не просто культ. Хотя этот культ и навязали, и делали это искусственно, я думаю, причина столь глубокого внедрения Ленина в массовое сознание - "Ленин и теперь живее всех живых" - имеет под собой глубинные основания. Культ Сталина, с которым мы тоже никак не распрощаемся, - и грубее, и примитивнее, и поверхностнее, и вообще, как говорится, из другой оперы.

Ленин сидел в нас глубже, интимнее соприкасался с духовным миром советского человека. Он - как яд, который впрыскивался в организм человека не порциями, таблетками, вливаниями, а втекал в легкие, проникал в альвеолы и рассасывался по миллиардам клеточек вместе с молекулами кислорода, который мы вдыхали днем и ночью на протяжении всей жизни.

Вот конкретный пример.

Из дневника одного человека. 21 января 1971 года.

"Ленин. Как я его люблю! Ничем не могу передать этого чувства. Я его чувствую сердцем. Если бы мне талант, ум - всю жизнь бы посвятил писать о нем".

22 января 1971 г.

"Смотрел "Аппасионату". Снова Владимир Ильич. Всякий раз, когда вижу его, читаю о нем, чувствую себя пронятым насквозь. Кажется, не остается ни одного незатронутого места. Равнять каких-то "гениев" вроде Наполеона, Цезаря с Лениным - издеваться над природой, человечеством, жизнью.

После Ленина Толстой как личность противен с его "читал, хорошо, очень поучительно. Есть настоящая христианская идея."

22 декабря 1985 г.

"Какое же счастье, что такие люди, как Маркс, Ленин - наши, с нами, жили для нас - направляли силы и жизнь преимущественно для нас, попутно получая мировое признание. А ведь они великими, признанными и не менее при жизни - могли бы стать, если бы жили и для себя. Насколько они новы перед Наполеоном и прочими!"

Добавлю, что эти строки написаны моей рукой.

Придет время, дай-то бог, и мы точно установим и определим, в чем же заключались основные причины развала России в 1917 году и почему горстке пиратов удалось захватить мостик государственного корабля. Но уже сегодня ясно, что смертельную рану, пересекшую аорту организма России, нанесли не экономический кризис или политические передряги. Мало ли их было в истории нашего отечества? В основе катастрофы 17-го года, по-моему, кризис христианских ценностей, который пришелся в России на начало двадцатого века.

Я не настолько сведущ в истории русского православия и не могу брать на себя смелость высказывать догадки, почему к началу двадцатого века православная ветвь христианства в нашей стране увяла. Может быть, имел место вселенский христианский кризис. Но другие, более счастливые народы, переболев, благополучно выкарабкались. В России же Церковь Христова рухнула.

Если это так, то это могло произойти как раз потому, что русский народ, в полном соответствии с утверждениями писателей-славянофилов и близких им по духу русских мыслителей, близко к сердцу принимавший религиозные истины и поэтому строго спрашивавший с церкви и не получивший от нее искомого, просто напросто отвернулся от нее. То есть, отверг церковь как духовный источник. Великий Лев Толстой, пытавшийся по-своему "подправить" церковь, объективно тоже помогал ее разрушать. Религия - не наука и не спорт: смирение духа - необходимый компонент в рецепте, как быть человеком. Но смирение - антипод своеволия - плохо давалось русскому характеру.

Расторгнув отношения с церковью, народ наш по состоянию духа как бы возвратился не ко времени Владимира Святого, крестившего Русь и выбиравшего между католиками и православными.

Машина времени перебросила страну в еще более древние века - к началу эры, когда еще не было Христа и постулаты христианства только закладывались. Еще не был воплощен в фантазии миллионов образ Христа. Его место надо было заменить другой личностью.

Александр Блок, тонко чувствовавший внутреннюю жизнь народа, писал о том, что для того, чтобы России выйти из революции в новый мир, нужно сотворить нового бога. "Что Христос идет перед ними - красноармейцами из "Двенадцати" - несомненно. Дело не в том, "достойны ли они Его", а страшно то, что опять Он с ними и другого пока нет; а надо другого".

Этим "другим" и стал Ленин.

Ленин явился как ответ на поиск народом нового Учителя. Он заменил Христа и вытеснил его.

Большевиками была предпринята попытка создать новую церковь, со своим миропонианием, своим уставом, своими нравственными заповедями. Рядом с цивилизацией западной, исторической были заложены стропила новой, искусственной, ни на что не похожей цивилизации. Она разошлась со старым миром больше, чем Византия с Римом. Но не на десятки лет. которые мы тщились перепрыгнуть, чтобы "догнать и перегнать", покоряя целину, надрывая пупы на запуск спутников и космических кораблей, изводя тайгу и земные недра. Мы разошлись на тысячелетия. Большевики замахнулись переделать всю мировую историю, и это им почти удалось на одной шестой части земного шара...

Большинство из нас были воспитаны в лоне этой новой церкви, по нравственным законам этого нового мира. Нет ничего удивительного в том, что признаки принадлежности к этой новой расе - гомо советикус - обнаруживаются в каждом из нас, вышедшем из того времени. Помню, в одной остро полемичной статье в конце восьмидесятых, когда повеяла гласность и можно писать о том, что думаешь, я процитировал Ленина: если мы и теперь не подучимся у капиталистов, то докажем, что мы безнадежно народ дураков. Я настолько еще прочно был схвачен силовым полем притяжения ленинизма, что прокомментировал фразу: Ильич имел право на такие жестокие слова (обозвать русский народ народом дураков).

Почему он - имел? Да потому что в нашем сознании он сам был категорией, равноизмеряемой с народом. Поэтому и социализм понимали как сумму идей Ленина. Мера понимания Лениным сути явления была мерой истины. Ленин - воплощенное явление предначертанной истины, зов из будущего.

Помню, как нелегко и не сразу пришло восприятие Ленина как нормального земного человека. Выдающегося политика, человека огромной интеллектуальности и тем не менее вполне земного, такого же, как я, как тысячи и миллионы земных людей.

Следующим шагом стало критическое осмысление всего им сделанного. И понимание преступлений, совершенных им и его партией во имя идеи.

В память приходят слова, которые Николай Бухарин, любимец Ленина, произнес на ХП съезде РКП(б) в 1923 году.

"Характерным для методов фашистской борьбы является то, что они больше, чем какая бы то ни было партия, усвоили себе и применяют на практике опыт русской революции. Если их рассматривать с формальной точки зрения, т.е. с точки зрения техники их политических приемов, то это полное применение большевистской тактики и специально русского большевизма: в смысле быстрого собирания сил, энергичного действия очень крепко сплоченной военной организации, в смысле определенной системы бросания своих сил, "учраспредов", мобилизаций и т.д. и беспощадного уничтожения противника, когда это нужно и когда это называется обстоятельствами".

Не случайные слова.

Большевики никогда не собирались вводить в нашей стране подлинного народовластия.

И потому случилось то, что случилось.

21 января ушел из жизни человек, который бросил вызов богу и отверг человеческую мораль: «нравственно все, что служит делу коммунизма». Он хотел переделать человека и вывести новую расу. Итоги его трудов - миллионы убитых и нравственно изуродованных, не умеющих и не знающих как жить. Их духовные потомки и в двадцать первом веке разворачивают красное знамя и верят в своего идола.

Мертвый хватает живого.