«Гринпис» ищет у Медведева защиты от Путина

На модерации Отложенный

Предмет конфликта - интересы Олега Дерипаски. На кону - будущее озера Байкал

Владимир Путин разрешил Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату сбрасывать сточные воды в Байкал - глубочайшее озеро планеты и крупнейший на Земле природный резервуар пресной воды. Экологические нормы правительство изменило, чтобы оживить моногород Байкальск, живущий за счет Байкальского ЦБК, принадлежащего миллиардеру Олегу Дерипаске. Раньше здесь производили только небеленую дешевую целлюлозу, что в период кризиса стало убыточным, и осенью 2008 года предприятие закрыли. Теперь комбинат начнет производить беленую целлюлозу, которая дороже небеленой примерно втрое и к тому же за последние месяцы выросла в цене на 40%.

Ученые, защитники Байкала утверждают, что экологический ущерб, который будет нанесен Байкальским ЦБК озеру, окажется невосполнимым. Ситуацию с озером Байкал и Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом прокомментировал Иван Блоков, координатор компании «Гринпис России».

«СП»: - Что Гринпис собирается предпринять для спасения Байкала?

- Мы уже обратились к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой отменить решение правительства. Возможно, что будем подавать иск в суд. Безусловно, будут уведомлены все международные организации. В первую очередь, комитет Всемирного Наследия ЮНЕСКО, под эгидой которого находится озеро Байкал. Это решение, безусловно, может отрицательно сказаться на международном имидже России, как государства, сознательно идущего на нарушение своих международных обязательств.

«СП» - Но ведь цель правительства в этом случае - обеспечить людей работой. Разве это не важно?

- Мы знаем, что решение было принято, якобы, с заботой о людях. Но это утверждение не выдерживает никакой критики. Ранее многократно заявлялось, что в том виде, в котором предприятие находится сейчас, оно не сможет нормально работать. Хотя бы потому, что все оборудование на нем давным-давно устарело. Я не знаю, откуда у кого-то взялась такая уверенность. Так же ни о каких 1700 бывших сотрудниках комбината, нуждающихся сейчас в работе, говорить не приходится. Число проблемных людей в городе Байкальске, то есть тех, кто не смог найти свое место после закрытия комбината - не более 300 человек. Соответствующее социологическое исследование проводилось в Байкальске в прошлом году.

«СП»: - Что станет с озером, если комбинат все-таки заработает?

- Комбинатом сливается большое количество сточных вод, которые оказывают губительное воздействие на экосистему Байкала. Это признано всеми учеными.

Байкал - очень неустойчивая система, в отличие от речек, в которых вода проточная, скорость водообмена в нем крайне низкая. А микроорганизмы, которые обеспечивают самоочищение озера, крайне чувствительны к химическим загрязнениям. Это очень древний водоем, многие тысячелетия он не подвергался никаким химическим воздействиям и особо не изменялся. Если комбинат начнет сбрасывать прямо в него неочищенные сточные воды, последствия могут быть непредсказуемыми. Тем-то все это и страшно. Например, если вы что-то такого же типа выльете в Волгу, будет неприятно, но не так критично - все унесется, почистится дельтой. А в Байкале вся грязь останется на долгие столетия.

«СП»: - Фонд ЮНЕСКО может как-то повлиять на ситуацию?

- К сожалению, если решение не будет изменено, то Байкал могут включить в список под названием «Всемирное наследие в опасности». В аналогичной ситуации в мире всего 5 объектов, они находятся в Центральной Африканской республике, Гвинее, Эфиопии, Нигерии и Индии. Вот в такой хороший список мы попали.

«СП»: - Вы встречались с Владимиром Путиным, когда он приезжал на Байкал прошлым летом. Он тогда ничего не говорил о своих намерениях, связанных с комбинатом?

- Несколько раз, когда поднимался вопрос о комбинате, он говорил что-то вроде того, что комбинат был построен без него, когда его еще не было, а он бы никогда не дал его построить. А теперь вот дает разрешение его запускать. Сложно представить, чем вызваны те или иные поступки руководителя. Предположить что-либо кроме поддержки крупного бизнеса, я не могу. Вероятно, решение было принято в угоду сиюминутным интересам владельцев БЦБК. Любые другие объяснения не выдерживают никакой критики.

«СП»: - Ситуация с Байкалом - это исключение или принимаются и другие негативные решения, вредящие экологии?

- Таких решений много. Например, в 2001-2002 годах президент Путин подписал закон о разрешении ввоза в Россию отработавшего ядерного топлива, то есть фактически радиоактивных отходов, а также решение о ликвидации специального уполномоченного органа по охране природной среды. В 2006 году был принят закон об отмене государственной экологической экспертизы. Она осталась только в применении к очень небольшому количеству объектов. Вместо этого ввели абсолютно бездарный лесной кодекс, из-за которого все лесное хозяйство страны, в прямом смысле, находится сейчас на грани уничтожения. То есть, за последние годы было принято очень много негативных решений, и это уже тенденция.