Квартиры, ставшие роскошью: жилье строится для богатых
Вместо необходимых одиннадцати миллионов квадратных метров жилья в год в Москве строится только два - и то для богатых.
За предпоследнюю неделю августа на вторичном рынке московского жилья средневзвешенные цены предложения, рассчитанные по всем классам, выросли в долларах на 3,3%. «Панель», согласно данным агентства RWAY, подорожала на 1.8% - до уровня 5335 $/кв.м., монолит вырос в цене до 7312 $/кв.м., или 234 тысяч рублей.
Квадратный метр в элитных новостройках Москвы продается вообще по сумасшедшим ценам, в среднем по 18 900$ (604 тысячи рублей). На вторичном рынке, как сообщила компания Blackwood, элитные московские квартиры стоят еще дороже - порядка 24 000$ за кв. м. (768 тысяч рублей).
Казалось бы, при таких ценах Москва просто обречена на строительный бум. Однако объем ввода жилья в столице в 2011 году, который считается одним из самых удачных с начала века, составил 2,1 миллиона квадратных метров, против 5,3 млн. кв. м в 1989 году. Здесь нелишне напомнить, что тогда баррель нефти стоил всего 16 долларов, тогда как в прошлом году - 110 долларов, да и экспорт нефти был значительно ниже.
Кстати, во времена Леонида Брежнева, имя которого критики связывают с «эпохой застоя», было построено 1,6 млрд. кв. метров жилья. Причем очень хорошего экологического качества - так, толщина стен зданий серии II-29 достигала 51 см кирпичной кладки. Стены штукатурили известняковой штукатуркой, а не отделывали гипсокартонном - потенциально опасным рассадником плесневых грибков. На полы стелили самые настоящие деревянные доски. Конечно, было не так эстетично, но безвредно для здоровья.
Особенно много строили на стратегически важных предприятиях. К примеру, на московском электронном заводе «Хромотрон» квартиру можно было получить через два-три года после рождения первого ребенка! Многие серии домов были рассчитаны на 25-30 лет (хотя стоят до сих пор, причем в них квартиры продаются по 300 тысяч долларов). Тогда справедливо считалось, что к этому времени уровень развития технологий позволит строить еще быстрее и качественнее.
Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, при котором страна достигла наивысшего экономического и военного потенциала, был убежден, что «людям нормально нужно жить сейчас», а не в далеком светлом будущем. Как результат, свое достойное жилье стабилизировало институт семьи, свело к минимуму уровень разводов и простимулировало демографию. Справедливая (хоть не без перекосов) система распределения жилья способствовала социальному равенству. Большие же ( по тогдашним, конечно, меркам) квартиры - до 70-80 кв. метров, которые давались ученым, писателям, артистам и руководителям, слали обществу правильные сигналы и направляли энергию молодежи в созидательное русло.
Теперь же элитные квартиры сегмента «Де Люкс» и «Премиум» измеряют сотнями квадратных метров. К примеру, Игорь Сечин имеет квартиру площадью 236 кв. м. (плюс дом площадью 1415 кв. м.), Валентина Матвиенко - две квартиры общей площадью в полтысячи кв. метров; Анатолий Сердюков «довольствуется» жилплощадью в 293 кв. метров. Из списка чиновников и госменеджеров с роскошными квартирами и дворцами, скромно именуемыми загородным жильем, можно составить целые тома.
Вот и получается, там, где могли бы жить несколько российских семей с детьми, по апартаментам бродят двое - как правило, чиновник и его успешная в бизнесе супруга. Абсурдность ситуации заключается в том, что так великолепно живут те самые люди, которые довели страну до такого уровня благополучия, когда МРОТ и прожиточный минимум составляет всего пять тысяч рублей.
И именно для таких успешных «слуг народа» и околочиновничьего люда ежегодно в Москве вводится до 130 тысяч кв. метров элитного жилья.
Еще порядка 30-40 % квартир - тоже с достаточно большими площадями - являются инвестиционными, которые скупаются с целью вложения капитала опять же теми, у кого водятся деньги. За вычетом социального жилья реально на столичный рынок в год попадает чуть более полумиллиона квадратных метров, при норме одиннадцать миллионов квадратных метров (по квадрату на человека - объеме, который включает рыночный механизм ценообразования строительства). Понятно, что такое низкое предложение чрезвычайно выгодно строительным чиновникам, деловеперам и спекулянтам.
Поэтому цены на готовое жилье росли и будут расти, невзирая на мировые кризисы. Так было при Лужкове, так будет и при Собянине, который стал мэром в октябре 2010 года. За этот срок квартиры в Москве подорожали с 127 тысяч рублей до нынешнего уровня. Это говорит о неэффективности строительной политики и о том, что коррупционная составляющая в отрасли возрастает с каждым годом.
Получить разрешение на строительство, не имея связей с первыми лицами муниципалитетов, практически невозможно. Во всяком случае, так говорят застройщики на условиях анонимности. Обычно к «земле» допускаются проверенные люди, которые никогда «не сдадут». Только они смогут победить в надуманных конкурсах. Стоит это удовольствие недешево. Называют разные цифры: от 300 тысяч долларов до одного миллиона и выше. Часто городские чиновники просят «натурой» - квартирами и первыми этажами нежилого назначения.
Любимое занятие чиновников при этом - тянуть время. На оформление земельного участка может уйти и год, и два. Побыстрее - пожалуйста, но за «конвертик».
Откаты муниципалитетам могут увеличить стоимость квартиры в разы. Пожалуй, это самая большая статья «коррупционных» расходов. На втором месте - плата за подключения к коммуникациям. Специалисты Высшей школы экономики посчитали, что в среднем по стране эта сумма равна миллиону долларов за многоквартирный дом. Причем в 2011 году Минрегиона увеличил официальные отчисления за эти услуги на 20-30%.
Несмотря на «закрытость» бумаготворчества в строительстве, время от времени чиновники попадаются на взятках. Так, 17 июля 2012 года в отношении главы городского поселения Загорянский Щелковского района Московской области Николая Озерова возбуждено уголовное дело. Он подозревается в получении взятки в 6 миллионов рублей за согласование и выдачу разрешительной документации на производство работ, связанных с газификацией и обеспечением электроэнергией. Месяцем ранее на этом же попался министр строительства Михаил Шканов из Ульяновска, который требовал 400 тысяч рублей у предпринимателя за лоббирование его интересов в получении права аренды земельного участка под строительство торгового центра.
«Деньги в процессе строительства могут брать все, от кого хоть что-то зависит, - говорит Елена Панфилова, директор центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернэшнл - Россия». - Это не только договоренности с архитекторами, но и согласования с организациями, оформляющими допуски к строительству, монополизм собственников земли в лакомых участках, платы за подключения коммуникаций и т.д., и т.п.».
Комментарии
=====================
как верно подмечено, с жильем для простого народа-безнадега полная.....
к тому же бабушки сейчас живут с тремя поколениями в одной квартире...
В 1999 году продавали за 21 тыс уе двушку в панельке на первом этаже...
Это падение долллара? Наверное и доллар тоже упал раза в три, реальная покупная способность его. Но это рост безумия. Едешь по некоторым районам вечером и масса пустых окон. Инвестиционное жилье. Деньги спрятанные.
Кроме того, ипотека... Если земля дефицит по вине чиновников. Если не вводятся цементные заводы, то ипотека не увеличивает количество жилья. Ипотека увеличивает предложение денег на рынке при том же или меньшем количестве вводимого жилья. А больше денег - выше цены и ипотека становится не палочкой выручалочкой, а кабалой и камнем на шее. Для некоторых и петлей...
Сколько построено ДСК в эти годы? Сколько построено цементных мощностей? Сколько выделено земли? Все ответы очевидны. И именно это составляет вину госчиновников.
Хотя... Метров на душу то больше.. Душ просто меньше становится.
Тем более, в условиях разваливающихся жилых домов, построенных в советсвое время и спихиваемых государством на самих жильцов.
Власти знают что будущего у страны нет. Дороги не строят, знают что в будущем народа этого не будет, вот и пусть построят те кто тут будет жить. Так же и с квартирами. Будут хорошие дороги, будет и дешевое жилье.
Ипотека нереальна для подавляющего большинства людей, производящих материальные блага или их обслуживающих.
Таким образом в статье ничего нового по содержанию не открыто.
Интересны несколько фраз: "...Председатель Совета Министров СССР Косыгин, при котором страна достигла наивысшего экономического и военного потенциала, был убежден, что «людям нормально нужно жить сейчас», а не в далеком будущем. Как результат, достойное жилье стабилизировало институт семьи, свело к минимуму уровень разводов и простимулировало демографию. Система распределения жилья способствовала социальному равенству. Большие (по тогдашним меркам) квартиры, которые давались ученым, писателям, артистам и руководителям, ... направляли энергию молодежи в созидательное русло"...и ещё: "там, где могли бы жить несколько российских семей с детьми, по апартаментам бродят двое - чиновник и его успешная в бизнесе супруга. Абсурдность ситуации в том, что так живут те люди, которые довели страну до такого уровня..."Что это - прямой призыв к возврату в Советское прошлое? Желание вернуться в СССР? Или пр...
Я в России копил на квартиру
Беспросветно трудился но вот
Спрос поднялся в Москве и по миру
И недвижимость рост выдает.
Я поехал в Израиль работать -
Там зарплаты повыше чем здесь,
Но и там поползли цены что-то
Говорят, что инфляция есть.
Я вернулся в родную деревню,
Обустроил родительский дом.
Все ж он мой хоть неброский и древний
Мы с семьей тут два года живем.
Все растет и обычно нет денег.
Пальцем ткни попадешь в бедняка.
Не вяжу я умом своим веник -
Аналитик финансов пока.
Покажите баланс на планете.
Черт возьми! Где же этот актив,
Что всех нищими сделать наметил
Им за труд свой гроши заплатив.
© Copyright: Геннадий Овруцкий, 2012
Свидетельство о публикации №11208170069
Я до 14 лет прожил с родителями в одной комнате в очаковской коммуналке, несмотря на убеждения Косыгина - спасибо, обратно не хочется.