Бесконечный застой или почти ностальгия по советским магазинам

На модерации Отложенный

Ну, конечно же, вы помните плавленый сырок «Дружба» за 20 копеек? Вернее, помните, если вам за 30.

Интересный психологический эксперимент, который я много раз проводил на своих знакомых. С людьми, которые намного старше меня, у меня одни и те же воспоминания, с тем же набором радостей, дефицитов, общих интересов и даже мест тусовок. Как только кто-то младше меня на 2-3 года, то образуется временной провал, дети перестройки помнят всё совершенно иначе, как будто бы они уже жили в совершенно другом государстве.

Сегодня, разбирая розовые грезы о телевизоре «Рубин», финском сервелате и сырке «Виола», вдруг обнаруживаешь, что ностальгия не соответствует тому, что было тогда. Воспоминания юности не только у обывателей, но и у ученых с политиками далеко ушли от реальности. Словно это был не застой, а сладкий петушок на палочке, продаваемый цыганами на рынке в виде подкрашенного акварельными красками жженого сахара.

Ностальгия по застою - это извечная мечта России о спокойствии и единстве, когда послезавтра будет то же, что и вчера, а единственным достижением оказывается смена времён года: «прошла весна, настало лето - спасибо партии за это!».

На самом деле общество застоя не было единообразным. Оно, как советский магазин тех времён, состоял из трёх разных несовместимых друг с другом частей, где люди жили в совершенно иных мирах, почти никогда не сталкиваясь друг с другом. Итак, начнём экскурсию воспоминаний по нашим достопамятным магазинам.

Прежде всего, нас встречала витрина. В отличие от современного магазина витрина застойного общества всегда имела больше товаров, чем было в самом магазине. Внешняя картинка должна была рекламировать не товары, а образ жизни и поэтому быть ярче, чем сама жизнь.

У нас в стране лозунги заменяли рекламу, как в капстранах, и с той же целью промывки мозгов. Представления для интуристов были похожи на обвёртки западных товаров, когда под красивой яркой этикеткой содержится безвкусная синтетика.

Это в Венгрии был «гуляш - социализм», у нас в стране венгерский гуляш, наряду с курами и лечо, относились к разряду дефицита. Советскому блоку нужна была витрина перед Западом и роль витрины хорошей жизни выполняли та же Венгрия, ГДР и частично Чехословакия. Москва - витрина Советского Союза и каждый, кому посчастливилось приехать в столицу из других регионов, обязан был привезти мешок подарков для всех родственников, также как советские командировочные из-за рубежа. Такие витрины были в каждой Советской Республике в лице её столиц. Но даже выставка на витрине отличалась от такой же в нормальном магазине. Если по определению образцы должны быть открытыми, то советский блок породил закрытые магазины с закрытыми от постороннего глаза витринами, где за непроницаемым от постороннего глаза стеклом могла отовариваться элита. Жизнь этой элиты также была абсолютно закрыта от всего общества. Спецпайки, спецдачи, спецмашины и спецотдых на спецкурортах - это обязательные элементы жизни тех, кто жил за затемнённым стеклом советских элит. Их было мало, и в отличие от сегодняшних олигархов они не выставляли свои привилегии на показ. Номенклатура времён застоя - это резервация для богатых и властьимущих, отдельная каста, в которую нельзя было попасть, даже наворовав много денег.

Вслед за витриной нас ждёт основной магазин с тем самым сырком «Дружба» для всех, бутылкой свежеразбавленного кефира и докторской колбасой, если повезёт. У большинства людей были радости, но эти радости всегда маленькие, бытовые и едины для всей страны. Победила хоккейная сборная, удалось поймать что-нибудь из дефицита или, наконец, после 5 лет ожидания переехать из коммунального муравейника в выделенную ячейку в панельном муравейнике.

С затаённой радостью, вспоминая те годы, люди говорят: была же уверенность, что такая-то семья получит квартиру через три года, забывая, что у другой семьи была абсолютная уверенность, в ближайшие десять лет им ничего не светит. Конечно, память фильтрует плохое, а бесконечные очереди, погони за дефицитов в виде всего самого необходимого и склоки на коммунальной кухне забываются, потому что они недостойны воспоминания. Остаётся смотреть старые фотографии, где все одеты одинаково серо, будто они из инкубатора, носят одни и те же причёски и слабо отличаются от солдат в казарме, встающих по общему приказу и ложащихся по общему указанию телевизора об окончании эфира.

Самое интересное, конечно, было не в общем зале. Все, кто хоть чем-то отличался и не входил в официальную номенклатуру, проникали в подсобки. Интересно, что нынешнее поколение даже слабо понимает смысл этого слова, также как в упор не представляет, что такое «положить под прилавок». Именно в подсобках формировались те самые клубы по интересам, где кипела реальная жизнь. Туда проникали любыми путями, через связи, деньги, благодаря излишкам ума, любопытства, переходящего в настойчивость. Поскольку помещений много, но они маленькие и группы разделялись на маленькие атомизированные сообщества, под час не знавшие о существовании друг друга.

Когда кто-то из них совсем наглел, или они становились слишком громкими, - это вызывало репрессии и дружное недовольство общей массы народа, не имевшей туда доступа.

Кружковщина в подсобных помещениях советского общества - это уже не подполье. За одно пребывание там ещё не наказывали. Но сама возможность доступа говорила, что ты иной, как минимум не до конца советский, и можешь гордиться хоть какой-то толикой собственной независимости. Именно там властвовал дефицит в виде западных товаров или не менее запретных идеологических кушаний - самиздата, тамизадата, специздата и перепечаток на машинке со слепым шестым экземпляром. Жизнь этих подсобных помещений давала ту самую романтику, которая начисто отсутствовала в советском официозе. Даже сейчас можно ностальгировать, смотря на шепелявость Леонида Ильича, но я ещё не встречал сумасшедшего, который назвал бы съезды маразматиков под названием КПСС романтичными.

Самое интересное, что помимо чисто возрастных воспоминаний о молодости больше всего ностальгируют те, кто относился к общей массе, довольствуясь сырком «Дружба» и заказами под праздник с добавлением чая грузинского плиточного несъедобного сорта третьего в качестве нагрузки к, так и быть, выдаваемой банке красной икры. Видно, дело не просто в стабильности и отсутствии перемен. Архетип застоя намного глубже. Это мечта Ивана Ильича Обломова о борще ночью, как главной радости, это Пошехонская старина, ставшая старой ещё до своего появления, это старосветские помещики, радующиеся скрипу двери, которым даже в голову не приходит, что эти двери можно смазать. Если Илья Муромец 30 лет от рождения до появления чудесных «каликов перехожих» лежал на печи, то 30 лет лежания входит в образ русского богатыря. Если Емеля дождался чуда, лёжа на той же печи, то зачем с неё вставать вообще? В конце концов, чудо придёт как-нибудь само, а не придёт, то будет какая-нибудь катастрофа в виде ядерной войны, и вот тогда мы все встанем, не важно для смерти или новой победы. Да и чудо нужно для того, чтобы как тот Емеля «царствовать лёжа на печи».

Застой бесконечен и в блеске сегодняшних супермаркетов я опять вижу ту же самую трёхчленную формулу, разбивающую наше общество на не соприкасающиеся друг с другом части.

Одни, как на витрине, живут в основном на Западе, отмывают там деньги, посылают детей учиться в лучшие западные вузы, чтобы они здесь не умерли от скуки и возвращаются на грешную родину только, чтобы поучаствовать в дальнейшей грызне за место у властного корыта. Делается это тихо, подковёрно, чтобы не мешать стабильности, ставшей главным критерием всей деятельности нынешней власти. Последние 8 лет все, что она делает, направлено на её самоусиление, стабильность и то, что красиво названо «укреплением властной вертикали», забывая, что сверхукрепление лишает любую структуру гибкости. Но олигархически-властная витрина уже создана и для нас она также недоступна, как кортеж из «Чаек» и чёрных «Волг» для советского обывателя.

Не надо говорить, что власть не думает о народе. Думает, оставляя те же самые бытовые радости, что и 30 лет назад. Канал «Спорт» с обязательными нашими победами, пуская даже и купленными на деньги корпораций, «Евровидение» и как превеликая радость, поездка на пляж в Турцию или Египет, если хватит денег. Да, конечно же, я забыл о сырке «Дружба», но поскольку у нас общество модернизировалось, и термин «застой» никто не вспоминает, то сырок «Дружба» заменяем на «Сникерс», хотя, по-моему, тот плавленый сырок был вкуснее и полезнее, чем засовываемая в нас из рекламы липучая гадость.

Все, кто почему-то не хочет удовлетвориться «Ксюшей - юбочка из плюша», лезущей к нам из телеящика, разбегаются по тем же самым маленьким коморкам. Это опять-таки не подполье. Их никто не выгоняет из душных клоповников, потому что там они мелки и безопасны. Сами условия не позволяют собираться большими группами и объединяться с другими подобными тусовками. Те, кто слишком вылезает наверх, громко кричит или пытается всех объединить, получает по голове, под час буквально. Единственное достижение пока, что понятие дефицита потеряло продуктово-вещественный характер и превратилось в информационный интерес маргинальных кругов. Теперь вместо джинсов и перепечатки Булгакова друг другу дарят реальную информацию как самое ценное, что поддерживает уголёк общения между такими же как ты. Во истину, времена меняются - застой остаётся.

Вопрос только надолго ли эта самая устойчивая в России система? Можно поразмышлять, тем более время для обсуждений у нас будет очень и очень много. Главное не кричать о своих выводах слишком громко, чтобы не вылезать из своих подсобных клоповников, где так удобно пережидать новый бесконечный застой.