"Pussy Riot" - это скоморохи нашего времени

На модерации Отложенный

В комментариях на этом портале часто пишут, что никогда, дескать, на Руси не было такого «осквернения» религиозных святынь, какой себе позволили учинить «Pussy Riot».

Однако, "ничто не ново под Луной". Вспомним о таком явлении, как скоморошество и отношении к нему официальной церкви, власти и народа.

Скоморохи всегда были загадочным явлением в истории России и русской культуры. С конца XVIII в. и до нашего времени ведутся споры об их происхождении, о временных рамках их деятельности, репертуаре, профессиональной специализации и даже об этимологии терминов, с ними связанных.

Если отцы церкви начали осуждать скоморохов еще с XI в., то первые территориальные запреты на их представления появились четыре столетия спустя. Официальные гонения на скоморохов усиливались в продолжение долгого времени, пока не достигли апогея в конце XVI - начале XVII в., когда церковь поддержало государство. Что повлекло за собой реальные репрессии, отразившиеся в фольклоре, например, в пословицах: «Заиграл в сурну, да и попал в тюрьму», «Шутил Куприяшко, да попал в тюряшку».

Интересным представляется вопрос о том, почему в христианской церкви вообще и в ее греческо-православном варианте в частности появились идеи осуждения скоморошества.

Не подлежит сомнению, что главным источником появления осуждающих скоморохов поучений была Библия.

Скоморошество во многом было связано с сакрализованным антиповедением, традиции которого долго сохранялись при утрате культовых языческих функций.

По причине жизнестойкости языческих обрядов с элементами, их составляющими (песни, танцы, игры, «смехотворчество», «глум» и др.), становится понятным, что с византийским идеалом монашества философские основы такого явления в народной культуре, как «скоморошество», вступали в непримиримое противоречие.

Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев ("Повесть временных лет").

Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряженья, к которым прибегают скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татаро-монгольского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни.

Помните скомороха в исполнении Ролана Быкова в фильме А.Тарковского «Андрей Рублёв»? Очень яркий образ и один из ключевых моментов фильма.

Однако, никакие преследования, пытки и запреты не искоренили в русском народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее. Теперь оно возродилось в новом обличье.