Путешествие во времени: этнографический музей в Тбилиси
"Спасибо всей Грузии за поддержку; спасибо моему народу за бесценный вклад в создание и развитие культуры мирового значения; спасибо всем мастерам того времени имена которых нам неизвестны." (Г. Читая)
Среди множества исторических памятников и достопримечательностей Тбилиси есть один объект, где благодаря труду многих ученых и идее одного из них был создан и сохранен уникальный комплекс зданий и сооружений, позволяющий познакомиться с этнографическим наследием целой страны, не выезжая за пределы ее столицы. Это этнографический музей под открытым небом, расположенный в тбилисском районе Ваке.
Идейным вдохновителем, самым активным создателем музея был академик Георгий Читая, видный ученый, глава и основоположник грузинской этнографической школы. Под его руководством выросли целые поколения этнографов-кавказоведов в республиках Закавказья и Северного Кавказа. Он, благодаря своей созидательной энергии сумел обеспечить то, что с 20-х по 60-е гг., каждый год, даже в военное время, этнографы исследовали по одному все регионы Грузии, и фактически создали систему знаний о жизненном укладе страны.
Георгий Читая родился в 1890 г., 23 ноября в г. Поти. В 1907г. после окончания горучилища он продолжил обучение в г. Тбилиси в мужской гимназии.
В 1911 г. - зачислен в петербургский университет востоковедения на Армянско-Грузинское отделение. В 1913г. Читая поступает в Кенисбергский университет , изучает немецкий язык и посещает лекции профессора Брокелмана. Под руководством И. Джавахишвили в петербургском университете Г.Читая осваивает основы этнологии. В 1916г. заканчивает университет и начинает работать педагогом в гимназии г. Поти. С этого времени он начинает активную политдеятельность. Становится членом социал-демократической партии а с 1918 -21 г. председателем горсовета г. Поти. После победы советского правительства в Грузии оставляет полит. деятельность и полностью посвящает жизнь служению науке.
Добрая, человеколюбивая натура Читая не раз служила ему добрую службу во время этноэкспедиций, а также последующего сохранения их результатов. Однажды она же в прямом смысле спасла будущему академику жизнь. Читая рассказывал своей ученице, профессору Тамиле Цагареишвили, что будучи главой г. Поти в 1916-18 гг, он должен был, кроме прочего, обеспечивать своевременную изоляцию и, если надо, расстрелы неблагонадежных лиц, связанных с большевизмом. Вместо этого, подозрительные лица отправлялись под арест, а в Тбилиси уходило письмо с запросом дополнительных указаний. Это позволило Читая сохранить не одну жизнь. Один спасенных им, по фамилии Габуния, через несколько лет возглявлял «тройку» в г. Ахалцихе, рассматривавшую дело арестованного по обвинению в антисоветской деятельности Читая. Габуния, узнав своего спасителя, предложил на один день отложить расстрел, а назавтра пришел приказ С.Орджоникидзе о прекращении расстрелов. И таким образом, почти неминуемый расстрел не состоялся. А будущий академик на следующий год поехал в первую из более чем 40 экспедиций, результаты которых и стали основой музея.
Основной задачей ученых, работавших в группах под руководством Читая, было исследование, научная идентификация и документирование объектов архитектуры из всех регионов Грузии. В десятилетие, предшествовавшее открытию музея, прибавилась также подготовка к транспортировке традиционных домохозяйств в Тбилиси. Кроме того, Читая воспитал целую группу заметных ученых-этнографов, продолжателей его дела. Ученица академика, профессор, этнолог Тамила Цагареишвили даже организовала своеобразный музей в музее: в одном из таких традиционных домохозяйств есть полностью воссозданный кабинет академика, а также уникальные документы о «рождении» музея: так, на пожелтевшем бланке Грузинского общества охраны памятников культуры от 19 октября 1961 года мы читаем, что «общество...постановило, что ранее выбранный участок пригоден для размещения музея» и «постановило начать проектирование».
Несмотря на то, что идея создания музея, необходимые материалы и поддержка международного сообщества этнографов были у Г.Читая еще в конце 30-х гг прошлого века, открыть музей удалось только в 1966. Во многом, это было связано с политическим давлением на самобытного и независимого академика. Тамила Цагареишвили вспоминает: «Недоверие и слежка имели место постоянно. Часто было такое, что на собраниях его резко критиковали. Несмотря на уважение коллег из-за рубежа, он никогда не был за границей СССР. Его не награждали, у него была только медаль «Дружбы народов», которую он получил в последние годы его жизни (1980 г.).
Несмотря на то, что впоследствии Г.Читая, полностью отошел от политики, прошлое тяжелым грузом давило на него всю оставшуюся жизнь».
Ежедневное мужество, постоянное преодоление сопротивления среды, мудрость и уважение последователей позволили Г.Читая оставить после себя уникальное наследие. Музей под открытым небом, где в результате 40 этнографических экспедиций собрано более 70 домохозяйств 17-20 вв. из всех регионов Грузии, от Сванети до Картли. Сохранены и характерные объекты быта грузин, инструменты, мебель, и т.д. Уникален музей еще и тем, что он не «передает атмосферу» и не требует богатого воображения, чтобы представить себе жизненный уклад, как пишут в аннотациях. Благодаря кропотливо воссозданному быту, в деталях, с настоящими, того времени, прялками и кувшинами для вина, с деревянными резными воротами, в этнографическом музее Тбилиси действительно совершаешь путешествие, оказываясь в крестьянской Грузии начала 19 века. Осязаемости этому саенс-трипу добавляет и то, что летом (которое длится в Грузии фактически с апреля по октябрь) здесь можно собственноручно сделать горшок на гончарном круге, поучаствовать в празднике вина, урожая и увидеть все это именно таким, как он было на самом деле.
Отдельно хотелось бы упомянуть Зураба Церетели. При чем здесь этот (печально) известный нам земляк великого академика? А тут интересная история, как и с творчеством Зураба Константиновича, чьи монструозные работы около его мастерской в районе Красной Пресни заставляют прохожих вспоминать детские страшилки про бабая и слово бэд-трип. Про его более объемные творения рассказывать необходимости, думаю, нет. Так вот, Церетели у себя на родине – это, как выяснилось, совсем другой человек, яркий и выразительный художник (чему примером Георгий-победоносец его работы на Площади Свободы в Тбилиси), и довольно заметный художник-этнограф, ученик Георгия Читая. Именно благодаря Церетели, был опубликован пятитомный сборник основных работ Г. Читая в области этнографии. Таким образом его статьи были систематизированы и собраны в хронологическом порядке и обогащены этнографическими зарисовками З.Церетели.
Как отмечает Т.Цагареишвили: «Все, что связано с увековечением имени Г.Читая, является заслугой З.Церетели: издание вышеупомянутого пятитомника Г.Читая «Труды» было сокровенным желанием ученого. Кроме того, в связи со 120-летием со дня рождения Г.Читая была основана и издается научно-популярная серия «Традиционная культура грузинского народа». Памяти Г.Читая были посвящены монографии по этнокультуре грузинского народа на русском и английском языках. И даже этот мемориальный кабинет, где мы сейчас находимся, был основан стараниями З.Церетели. Можно было продолжить этот перечень его бескорыстных дел, которые неизвестны даже грузинской общественности.
Сотрудничество З.Церетели в деле столь важном по своему значению для Грузии неслучайно. Начинал он свою творческую биографию вместе с этнографами под руководством Г.Читая. Это он открыл молодому художнику мир этнографии, дпл ему возможность приобщиться к истокам народного мышления. З.Церетели был участником всех этнографических экспедиций Г.Читая, проведенных в 60-х гг. XX века. Эти годы во многом отпределили дальнейшую судьбу живописца. Потому то, грузинская этнография и занимает значительное место в его творчестве, являясь на сегодняшний день летописью бытовой культуры грузинского народа. И, наконец, хотим особо отметить, что З.Церетели осуществил все заветные желания своего учителя, заслуженно увековечив его имя. Потому нам дороги и близки личность и творчество З.Церетели».
Говоря о роли академика и его вкладе в дело сохранения культуры Кавказа, нельзя не упомянуть, что, благодаря Г. Читая, три грузинских населенных пункта, Шатили, Ушгули и Дартло получили статус музеев под открытым небом.
В дальнейшем, музей получил имя своего создателя, особый статус Юнеско, но это случилось не очень скоро. Удивительно, что в разные годы, от советского времени до времен новейшей истории грузинской независимости, власти уделяли недостаточно должного внимания детищу Читая. Он не просто собрал ценнейшую в плане этнографии микро-модель страны. Фактически, ученый, будучи сторонником идей федерализма, содал нечто, имеющее наднаучный, и, если хотите, государственно-образующий смысл, наглядное пособие по собиранию земель.
Этнографический музей расположен в г. Тбилиси, в парке Ваке, открыт во все дни недели, кроме понедельника.
Комментарии
А в "джёрджии" проволоки не нашли - значит уже тогда там было радио.
"джёрджия" - колыбель цивилизации . РЖУНИМАГУ.
В Грузии при раскопках нашли кабель,и бвло заявленно что 100000 лет назад в Грузии был телефон
В Армении в это время все учонные встали (на уши) пошли раскопки,ну естественно нечего не нашли,И заявила Армения что 10 000 000 лет назад армяне пользовались сотовой связью,
старпер это что за высер(ржунемогу) ты что конь с пиздом что РЖОШЬ