Россия не готова к возвращению черкесов на историческую родину

Сотни черкесов, проживавших в Сирии и Иордании, возвращаются в Карачаево-Черкесию из-за напряжённой ситуации в этих странах. Эксперты предрекают, что этот поток будет и дальше расти, что может вызвать серьёзные межэтнические конфликты внутри республики.

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в беседе с Firstnews подчеркнул, что ситуация с возвращением черкесов сложная и Россия фактически не готова принять своих же граждан.

Стоит ли ждать дальнейшего роста желающих вернуться на историческую Родину в свете международных событий на Ближнем Востоке?

- Всё будет зависеть от действий российских властей: дадут ли они им зелёный свет или введут запрет на въезд желающих вернуться. Кроме того нужно думать, куда их расселять - на исконные исторические территории или по всей стране – что также будет провальным вариантом.

Многие эксперты предрекают осложнение ситуации в Карачаево-Черкесии, в том числе и с представителями других народов. Как вы оцениваете эту возможность?

- Внутриполитические процессы предсказать сложно. Но могу отметить, что проблемы при возвращении могут возникнуть даже с представителями своего же этноса. Уехавшие когда-то люди переняли черты той культуры, отчасти изменился даже язык и обычаи. Приехав на Родину, они могут не найти того, к чему привыкли или чего ожидали увидеть.

Кроме того есть опасность, что этот регион слишком радикально изменился, и от тех исторических имений их предков уже не осталось ничего.

Их там никто не ждёт. Селить их негде, так как это не дикие горы, а плотно заселённые территории с уже развитой инфраструктурой.

Взять хотя бы сопредельные регионы – Ставрополье или тот же Краснодарский край, где много исконно черкесских территорий. Приедет человек на Родину, а там вместо его родового имения завод, или кто-то живёт уже давно, или ещё хуже – на месте захоронений его далёких предков олимпийские объекты, как в Красной поляне.

В этой связи многие аналитики не исключают, что после ушедшего в прошлое чеченского террора ему на смену может прийти черкесский. Как тогда быть организаторам предстоящих Игр в Сочи?

Если с местными черкесами, оставшимися в стране, ещё как-то понятно, то люди, приехавшие из стран, где радикальный исламизм – норма жизни, очень опасны, и отфильтровать их крайне сложно.

Уже сейчас появились заявления о том, что черкесский народ намерен добиваться от России признания царских репрессий геноцидом. Каковы могут быть действия государства в этом вопросе?

- У нас уже не Советский Союз, сейчас прошлые дела оцениваются более взвешенно. Ну да, был геноцид, но в какой форме будет это признание и будет ли вообще, всё зависит от чиновников и высших руководителей страны. Это очень тонкий вопрос.