Опрос: как вы и ваша семья переживали дефолт в 98-ом году?

Приближается годовщина августовского дефолта 1998 года. За прошедшие годы многое в нашей жизни изменилось – и не в последнюю очередь само видение тех событий. Правда, привычка ожидать какого-либо подвоха у нас, похоже, в крови. Каждый август, в память о лете 1998 года, социологические службы задают населению один и тот же вопрос: «Не опасаетесь ли вы нового дефолта?»

Август стал своего рода моментом истины. Именно после дефолта стало понятно, «кто чего стоит». И неудивительно, что главным пострадавшим оказался средний класс. Те же клерки и менеджеры, хлебнувшие более-менее сладкой жизни, евроремонтов и эксклюзивных продуктов питания, вдруг оказались на обочине. Карточный домик рухнул.

А ведь именно этот самый средний класс де-факто был наиболее активной социальной группой. И именно стоны его представителей стали причиной того, что настроения, царящие в обществе, приобрели панический характер.

С точки зрения общественного резонанса наиболее ярким символом дефолта стал именно провал среднего класса, а не растворившиеся в банках сбережения. Сам кризис носил во многом психологический характер – это подтверждают и данные социологических опросов. Так, согласно опросу ФОМ, доля людей, считающих себя и свою семью пострадавшими от дефолта, уменьшилась с 78% в августе 1999 г. до 41% в августе 2003 г. – почти вдвое.

 А как вы и ваша семья переживали дефолт в 98-ом году?