О нехватке денег на расходы, обещанные перед выборами
В правительстве говорят о нехватке денег на расходы, обещанные перед выборами.
Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства предпринял попытку ликвидировать разрыв между обещанными властью социальными расходами и возможностями бюджета в 2013 году. Но общими стараниями кабинета министров сократить его удалось ненамного - всего лишь на 50 млрд рублей.
Это уже вторая попытка сокращения бюджетных расходов. Как сообщил «Коммерсант» со ссылкой на источники в правительстве, «цена вопроса» - разногласий Минфина и ведомств социального блока, составляла 330 млрд рублей недостачи. При этом самая значительная нехватка приходится на бюджетные отчисления Пенсионному фонду России - 118 млрд рублей. Правда, не очень понятно, на какие деньги тогда Медведев собирается повышать пенсии в полтора раза.
На совещании у Медведева была зафиксирована нехватка бюджетных средств и для выполнения других социальных обещаний власти. Например, Минобрнауки предложило сократить расходы в 2013 году на 95 млрд рублей. В результате ведомство объявило о невозможности исполнения указов президента Путина от 7 мая о повышении зарплат учителям - на эти цели не хватает в следующем году 41 млрд рублей. Минздрав недосчитался в своем бюджете 47 млрд рублей, которые обещаны на модернизацию системы здравоохранения страны. Меньше всего денег не хватило Минкультуры - «культурку» предлагается урезать всего на 10 млрд рублей.
Но несмотря на все старания министров, сумма общей недостачи денег была снижена всего лишь до 280 млрд рублей, и где их взять - пока непонятно. А значит, придется резать и остальные социальные статьи. Однако премьер не унывает: «Несмотря на жесткие бюджетные ограничения, мы все равно исходим из того, что формируем бюджет социального развития и обязаны выполнить все обещания, которые были даны нашим гражданам в ходе избирательных кампаний».
На что полагается премьер, продолжая раздавать обещания? Может быть, на рост российской экономики или мировой цены нефти, которые смогут обеспечить бюджет дополнительными доходами? О том, насколько вероятно такое «чудо» на фоне предкризисной ситуации в мире, «СП» побеседовала со старшим аналитиком ИК «Риком-Траст» Владиславом Жуковским.
- В настоящий момент макроэкономический фон крайне негативный, и совершенно ничто не мешает российской нефти марки Brent обвалиться до 84, а затем и 73 долларов за баррель. В этом случае для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов Минфин и Банк России поставят под удар всю российскую экономику и доходы населения. И в очередной раз пойдут на обесценение рубля до 35, а затем и до 37 рублей за доллар. Это неизбежно спровоцирует скачок социальной инфляции - для малоимущего населения до 13-15%.
«СП»: - То есть, уровень жизни населения России будет падать?
- Принимая во внимание критическую зависимость российского населения от импорта целого ряда товаров - начиная от продовольствия и медикаментов и заканчивая бытовой техникой, электроникой и оборудованием - обвал рубля на 15-20% крайне сильно ударит по уровню жизни и без того бедного в своем большинстве (до 70%) населения, с уровнем дохода ниже 15 тыс. рублей в месяц на человека. Что спровоцирует падение реального уровня жизни подавляющей части россиян на 7-10%.
«СП»: - Однако если верить чиновникам, сейчас инфляция не растет: они говорят о 4,2% годовых, и даже надеются на снижение цен?
- Под усиливающимся давлением властей, Росстат будет вынужден и впредь «рисовать» красивые цифры по инфляции - 3,5-4% против реальных 12-15%. А также в разы занижать норму безработицы (которая сегодня с учетом скрытой безработицы и неполной занятости превышает официальную оценку в 3,5 раза и зашкаливает за 18-20%). «Бороться с бедностью» будут путем статистического занижения величины прожиточного минимума. Именно эти статистические «художества» Росстата позволили сократить на бумаге численность бедных граждан России практически на 9 млн человек накануне парламентских и президентских выборов.
«СП»: - Но народ-то все равно ощущает реальное подорожание товаров и продуктов на своем кошельке?
- Конечно, ведь эти статистические манипуляции не способны компенсировать увеличивающуюся брешь в карманах миллионов российских граждан. Люди не могут понять, почему 70% населения становятся беднее, в то время как сырьевые монополии захлебываются от наплыва нефтедолларов, госбанки спускают сотни миллиардов долларов на финансовые спекуляции, а «Газпром» помогает Роману Абрамовичу содержать британский футбольный клуб «Челси» (на этой неделе наш монополист объявил, что становится официальным спонсором англичан - ред).
Но теперь, после июльской индексации тарифов естественных монополий и 15-процентного скачка цен на газ и ЖКХ, увеличения акцизов на бензин (на 3-5%) и спиртосодержащую продукцию (до 25%), сводить концы с концами будет еще сложнее. Добавьте сюда вступление в силу поправок в ФЗ-83, которые подразумевают «скрытую» от населения приватизацию бюджетной сферы и резкий рост платности базовых социальных услуг. По сути дела, речь идет о продолжении политики «монетизации льгот» и перекладывания социальных расходов на плечи рядовых граждан.
«СП»: - Может быть, правительство Медведева надеется на чудесный рост отечественной промышленности, которая компенсирует потери от снижения цены нефти?
- Это вряд ли, ведь в первом полугодии, впервые с кризисного 2008 года, Росстат и Минэкономразвития зафиксировали помесячное снижение ВВП и выпуска продукции в промышленном секторе, что означает скатывание российской экономики в рецессию. И получилось, что широко разрекламированный властями выход российской экономики и промышленности на докризисный уровень 2007 года оказался блефом - на самом деле он был обусловлен всего лишь бурным ростом финансовых спекуляций, ускоренной распродажей минерального сырья в добывающих отраслях, да расцветом оптово-розничной торговли импортными товарами. Только по официальным данным Росстата, объемы выпуска продукции в машиностроении, станкостроении, приборостроении, авиакосмической отрасли, выпуске высокотехнологичного оборудования и прочих наукоемких отраслях сегодня на 10-20% ниже отметок 2007 года. Поэтому не нефтегазовый дефицит бюджета (доходы от собственного производства, без учета поступлений от экспорта нефти) постоянно растет, достигнув уже 12,7 % ВВП. И что будет с Россией, если поступления от нефти (которые сегодня составляют 52% всех бюджетных доходов) снизятся хотя бы наполовину, страшно представить - какой уж тут «социальный бюджет»...
Комментарии
Комментарий удален модератором
"Общая участь всех хвастунов: рано ли, поздно ли, а все-таки
непременно попадешь впросак". (В.Шекспир).
Так тихой сапой с 29 до 32 добрались. И уже говорят о 36. Как будто на дворе нефть по 30 и резервов ноль свободных.
Как это было на конец 2008г.