Ткачев не тонет: в трагедии обвинят стрелочников?

Трагедия 10-летней давности ничему не научила краснодарскую власть.

«Похоже, тайна Неберджаевского водохранилища действительно существует. Причем страшная. Потому что хранят ее чиновники как зеницу ока». Такими словами заканчивается материал Юлии Удодовой «Дело - труба», вышедший 16 января 2002 года в «КП-Кубань». Тогда, 10 лет назад, состояние этого гидротехнического сооружения, которое, как постепенно выясняется, определенно повлияло на случившуюся трагедию в Краснодарском крае, уже тревожило умы обывателей и журналистов.

Как видно из последних сводок по катастрофе в Крымске, за минувшее десятилетие тайное вовсе не стало явью. Даже оперативное совещание, которое Путин провел в Крымске с губернатором и чиновниками Краснодарского края, не дало прямого ответа на вопрос, была ли роль штатных сбросов воды из Неберджаевского водохранилища критической. Ранее власти и вовсе отрицали сам факт оного: ни капли, мол, из хранилища не ушло, невозможно это. Но следователи либо оказались «не в курсе» информационной установки, либо, что вероятнее, сработали на совесть: признали, что слив воды был, но с оговоркой, что на ситуацию эта штатная процедура не повлияла. При этом руководитель краевого Гидрометеоцентра Юрий Ткаченко в ходе совещания признал, что вода из водохранилища все же усилила разрушительный эффект. С другой стороны, оно же само явилось и сильным сдерживающим фактором: не будь водохранилища, не будь плотины, тут и нынешняя катастрофа показалась бы легким паводком...

Все нюансы здесь установят следователи и история. Кстати, Следственный комитет уже заинтересовался деятельностью Югводоканала, на балансе которого как раз находится и «обвиненное» местными жителями водохранилище. Однако представляется слишком поверхностным сводить все именно к нему. В конце концов, основная причина гибели почти 150 человек (на момент публикации) кроется не в самой стихии, а в неудовлетворительной работе системы оповещения. И власть признала этот «недочет», правда, как полагается, с оговорками: мол, сделано было все, что можно было сделать. И сирена тревоги действительно звучала, как говорят очевидцы. Правда, уже спустя час или полтора после того, как вода стала прибывать в город, и как-то «вполголоса». Не будем забывать, что кульминация ЧП пришлась на глубокую ночь, да еще и с пятницы на субботу. Тихая сирена тревоги тут в самый раз...

Выступление губернатора Краснодарского края Александра Ткачева перед уцелевшими жителями Крымска достойно быть вписанным в историю мирового политического цинизма. «Один из лучших российских губернаторов» (по версии единоросса Виктора Кидяева, озвученной уже после трагедии) откровенно недоумевал, как можно было за столь короткий срок донести о ЧП каждому двору в городе (Крымск состоит преимущественно из частных домохозяйств одно-двухэтажной застройки). Более того, губернатор даже усомнился в действенности такого шага: мол, жители города, даже своевременно предупрежденные, все равно не стали бы покидать свои дома и участки. Надо полагать, что так и легли бы спать, кротко смирившись со своей неизбежной участью...

Будут ли эти «теоретические выкладки» главы Кубани иметь для него определенные политические последствия, покуда можно лишь прогнозировать. «Справедливая Россия» уже поставила на заседании Госдумы в понедельник соответствующий вопрос ребром. КПРФ и ЛДПР пока что не высказали четкой солидарной позиции, но призадумались. Положению «Единой России» при таком раскладе не позавидуешь: отмазывать своего однопартийца сейчас - неудачнее момента не придумаешь. В самой краснодарской администрации уже, судя по всему, решили действовать «на опережение»: главы администраций Крымска и Крымского района лишились своих постов.

Это по меньшей мере логично: уж как минимум состояние дренажных систем - зона их прямой ответственности.

Логично, но явно недостаточно. По законам жанра требуется громкий финальный аккорд. И некто его, как говорят «злые языки», вполне уже заслужил, исчерпав лимит ЧП в вверенном регионе. А ведь не за горами - «Сочи-2014». Воды-то много натекло, да получится ли отмыться?

Своими мыслями о причинах и следствиях трагедии в Краснодарском крае в беседе с обозревателем KM.RU поделился председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер «Движения развития» Юрий Крупнов:

- Прежде всего природное стихийное бедствие есть природное стихийное бедствие. И сколько бы мы чего ни говорили, сколько бы ни пытались установить виноватых, но все-таки нужно помнить, что природа - это мощнейшая сила, не меньшая, чем техносфера. Ныне непопулярный Энгельс некогда говорил, что природа начинает мстить, если с ней варварски обращаться, относиться к ней неуважительно. Так что все-таки и сейчас мы имеем дело со стихией, которая страшна сама по себе, и к которой, по сути, никогда нельзя быть абсолютно готовым.

Другое дело, как избежать больших жертв. Из доступной на настоящий момент информации мы видим, что самый большой сбой оказался именно в системе оповещения. И слова губернатора Ткачева - мол, ну что, нужно было бегать по каждому двору и всех людей предупреждать? - кажутся чудовищными, потому что во втором десятилетии XXI столетия радиоприемник уж точно доступен в киоске за сто рублей, а СМС-сообщения могут прийти к каждому человеку на сотовый. И разглагольствования о невозможности быстрого и эффективного оповещения города с населением около 60 000 человек звучат просто феноменально! Это значит, что система оповещения, которая еще в советский период существовала на основе проводного радио, сегодня, по сути, отсутствует как таковая. И это нужно осознать даже не для того, чтобы тут же выявить виновных и примерно наказать, но чтобы немедленно приступить к созданию общефедеральной системы оповещения, которая могла бы эффективно работать в каждом районе, в каждом маленьком городке.

Самое неприятное, что после любой подобной трагедии не делается никаких выводов, не следует итоговой сформулированной позиции власти. Ведь было же 10 лет назад похожее бедствие примерно в том же районе! Да и постоянно мы слышим информацию, что Кубань подтапливается, но никакой действенной системы мер на федеральном уровне, прежде всего со стороны МЧС, не было принято и не принимается. Власть не извлекает уроки, не анализирует фундаментальные причины трагических последствий. И это - самое страшное.

- Будет ли нынешняя трагедия в Крымске иметь какие-то политические последствия? Для руководства краевой администрации, к примеру.

- Думаю, что никаких политических последствий не будет. Никто из высоких должностных лиц не будет снят (интервью было взято до того, как стало известно, что губернатор Краснодарского края Александр Ткачев отстранил от занимаемых должностей глав города Крымска и Крымского района. - Прим. KM.RU) и в чем-то обвинен, поскольку указание на неэффективность высокого должностного лица, по сути, бьет по всей созданной системе в целом, которая и без того уже воспринимается обществом как крайне неэффективная и затратная.

- Между тем уголовное дело уже возбуждено. Стало быть, виновные всё же будут?

- Это - стандартная процедура. Как обычно, найдутся какие-то стрелочники, которые и ответят за все...