В коммунальном тылу

Жители военных городков Подмосковья ведут настоящую битву за то, чтобы жить в человеческих условиях. Крыши текут, балконы готовы обрушиться во двор, а остывшая котельная наводит на мысль о том, что отопительный сезон по осени может и не начаться. Военному ведомству эти городки больше не нужны. Муниципалитеты брать такие дома на баланс не торопятся - кому нужно тратить деньги на войну с разрухой.

Армия уходила из военного городка Северный, точно отступала с поля боя. Потерянные противогазы и деревянные ящики от патронов. Разгромленные казармы, покосившиеся ворота с красными звездами, упавший забор. Вокруг - жилые дома.

"Ужас в том, что крыши текут, кругом подтеки. Перегородки все осыпаются. То горячей, то холодной воды периодически не бывает, вообще в кране воды не бывает. Держим баклажки, в которых храним воду. Это у нас стратегический запас", - рассказывает Елена Иванова.

Здесь квартиры вышедших на пенсию офицеров и прапорщиков. Во время службы многие из них побывали в горячих точках. Но бой за право жить в достойных условиях пока выиграть не могут. Некоторые дома - постройки середины прошлого века. И все 60 лет капремонта здесь не было.

"У нас управляет наша "Славянка", которая абсолютно ничего не делает. Нет денег - один ответ", - сказала Алиса Руцкая.

"У нас собираемость по городку 96,4 процента. Мы, наверное, в России чемпионы по сбору квартплаты. Это каждый месяц живые, чистые деньги", - говорит Ирина Денисова.

Таблички "Дом образцового содержания" - будто злая ирония. Сверху угрожающе нависают куски арматуры - балконы разрушаются буквально на глазах. Сквозные трещины в стенах жильцы собственноручно задувают строительной пеной.

О былой славе военного городка напоминает лишь блестящий на солнце памятник Ленину. Выкрашенный серебрянкой гипсовый Ильич стоит на фоне гарнизонного Дома офицеров, который, впрочем, своим блеском и лоском давно уже никого не радует. Штукатурка отвалилась, крыша проржавела.

Изнутри Дом офицеров еще страшнее. Несколько лет назад здесь прорвало горячую воду. С тех пор в главном зале вздыбился паркет. А плакаты, поздравляющие с Днем Победы, стыдливо прикрывают дыры в стенах.



Воевать с коммунальными бедствиями Северного, вероятно, теперь будут уже люди гражданские. Он и еще почти 70 военных городков до конца года должны перейти на баланс Московской области. По закону, имущество должны передавать в отремонтированном виде или с деньгами на ремонт. На деле так бывает далеко не всегда.

"По тому имуществу, которое передано, объем средств необходим в объеме 24-х миллиардов рублей - только для проведения капитального ремонта, текущего ремонта, приведения хозяйства в порядок. Этих денег, естественно, нам никто не передавал. Но об этих цифрах знает руководство страны. И мы надеемся на понимание", - сообщил Роман Филимонов, заместитель председателя правительства Московской области.

Зачастую военные отдают объекты избирательно. Отказываются от жилых домов и коммуникаций, которые требуют срочных и больших вложений. Но оставляют себе, к примеру, котельные. Говорят - нужны для обеспечения безопасности страны. И не поясняют, как отапливать квартиры. Договориться с министерством не просто.

"Дается нелегко и только посредством переписки. Зачастую получаем в ответ отписки о невозможности принятия мер в связи с отсутствием финансирования. До настоящего момента ни планов-графиков по подготовке, ни жилищного фонда, ни водяного хозяйства в городской округ Балашиха для контроля не представлено", - пояснил Дмитрий Воробьёв, начальник управления ЖКХ администрации городского округа Балашиха.

В Северном удалось добиться того, чтобы котельную обслуживала компания, не связанная с Минобороны. Перемены местные жители почувствовали сразу же.

"Мы сейчас узнали, что такое горячая вода. Более 15-ти лет у нас в городке не было горячей воды и отопления как такового", - сказала Любовь Корниенко.

Но что будет дальше - жители Северного пока не знают. Беспокоятся, что зиму городок так и встретит с дырявыми крышами - переход к гражданской жизни затянулся. Минобороны эти дома уже не нужны, а муниципальные власти взяться за ремонт пока не имеют права. Привести в порядок только здесь нужно сразу 20 жилых домов, школу и детский сад. Всего же в очереди на передачу в ведение области около 400 бывших военгородков.