«Freedom House»: итоги минувшего года
На модерации
Отложенный
В плане защиты прав человека, за минувший год в мире было больше неудач, чем успехов. Такую оценку высказывает учрежденная в США авторитетная правозащитная организация «Freedom House», опубликовавшая во вторник свой отчет 2010 года. В нем отражена ситуация в 194 странах и на 14 территориях, включая вызывающие разлад территории, какими являются Абхазия и Цхинвальский регион.
Предлагаем вашему вниманию часть отчета, которая касается бывших советских республик, включая Грузию.
В опубликованном 12 января отчете под названием «Свобода в мире 2010» отражена ситуация 2009 года. И она на постсоветском пространстве, исключая страны Балтии, дает основания для тревоги, ввиду продолжающейся уже несколько лет отрицательной тенденции. Такова общая оценка авторов отчета, хотя, как выясняется, отрицательная тенденция касается не всех. Как отмечает директор отдела исследований «Freedom House» и соавтор отчета Кристофер Уолкер, для Грузии 2009 год был сравнительно стабильным периодом после предыдущих двух лет, отмеченных острым внутриполитическим противостоянием и военным конфликтом с Россией.
«В ситуации крайне острого противостояния, которую мы наблюдали в Грузии в 2007 и 2008 года, отмечается определенный элемент разрядки. Будущий год будет особенно важным в плане того, сможет ли оппозиция начать подготовку убедительных альтернативных программ, и приступит ли правительство Саакашвили к осуществлению своих обещаний по продолжению демократизации страны», - заявил Уолкер в беседе с корреспондентом «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Николой Крастевым.
«Freedom House», по словам главы отдела исследований этой организации Арча Пудингтона, не относится к президенту Грузии «с наивным доверием».
«В начале правления Саакашвили мы увидели несколько позитивных процессов, но что касается самого Саакашвили, - мы не наивны», - говорит Пудингтон. По его словам, в «Freedom House» понимают, что Саакашвили не чужд импульсивности и элементов авторитаризма, и что в Грузии существуют реальные проблемы. «Несмотря на это, если вы увидите тамошнюю прессу, тамошние неправительственные организации, - какие-то возможности в Грузии существуют. В Грузии существуют силы, противостоящие наиболее плохим импульсам Саакашвили. Так что, рукой на Грузию мы не махнули», - добавляет Пудингтон.
По рейтингу «Freedom House», Грузия сохранила статус «частично свободной» страны, не изменились и полученные ею в прошлом году очки в плане политических прав и гражданских свобод - по 4 очка. «Частично свободной» признана и ситуация в Абхазии, которая введена в список вызывающих разлад территорий, но получила худшую, чем остальная территория Грузии, оценку - 5 очков. Южная Осетия признана «несвободной», с наихудшим показателем в плане политических свобод - 7 очков.
Наиболее обнадеживающая картина в плане защиты прав и демократичности (на постсоветском пространстве, исключая страны Балтии) - в Украине, получившей, соответственно, статус «свободной страны».
По оценке «Freedom House», Украина, несмотря на неудачи и сложные проблемы, возникшие после «оранжевой революции» 2004 года, остается на бывшем советском пространстве образцом жизнестойкости демократии.
Кристофер Уолкер приводит следующий аргумент: «Выборы, которые состоялись в стране после конца 2004 года, прошли в конкурентной среде, были плюралистическими. В политической борьбе друг другу противостоял целый рад отличных одна от другой сил, и информационные средства, в целом, могли комментировать этот процесс в весьма открытом пространстве».
Рассматривая новый отчет «Freedom House», мы говорили о тех двух странах постсоветского пространства, которые, в сравнении с остальными, заслуживают лучшей оценки в плане защиты прав человека. Как отмечалось, это, в первую очередь, касается Украины, а в отношении Грузии заметен больший скептицизм.
Остальные постсоветские страны заслужили гораздо более острую критику «Freedom House». В этом смысле, выделяются Туркменистан и Узбекистан: «Туркменистан остается в рядах наиболее репрессивных стран на земле. После периода правления Туркменбаши были определенные признаки сравнительного облегчения ситуации, но это очень небольшие изменения», - говорит Уолкер. По его словам, «и Узбекистан по-прежнему крайне авторитарен, со всеми признаками полицейского государства, и по нашему рейтингу также остается на самой нижней ступени».
Добавлю к этому пояснению представителя «Freedom House», что Узбекистану, как и Туркменистану, присвоен самый низкий показатель - 7 очков, как в плане политических свобод, так и гражданских прав.
В числе «несвободных стран» находится и Россия, где, несмотря на обещание президента Дмитрия Медведева возродить публичные дебаты и позаботиться о либерализации политической среды, наоборот - продолжилась тенденция ограничения подотчетности и прозрачности властей.
Таковы оценки «Freedom House», которые не дают повода радоваться: в плане свободы, в 2009 году, то есть, уже 4-й год подряд, неудачи превалировали над успехами, что является наиболее длительной отрицательной тенденцией за почти 40-летнюю историю публикации отчетов «Freedom House».
Начиная с 1972 года, «Freedom House» в своих ежегодных отчетах отражает ситуацию в мире в плане свободы человека. С этой целью, организация собирает информацию о таких факторах, как свобода самовыражения, политический плюрализм, свобода собраний, присваивая каждой стране соответствующий статус - «свободная», «частично свободная» или «несвободная».
Комментарии