Так ли страшен терроризм?
На модерации
Отложенный
В трех предыдущих публикациях было разобрано реальное значение ярких «антитеррористических» мер. Но куда более интересной мне кажется проблема терроризма, как преступного явления, его история и реальная опасности для общества.
В России, как известно, истерия вокруг терроризма стала активно нагнетаться в самом конце 90-х, когда чеченских сепаратистов вдруг стали называть террористами, что, мягко говоря, не совсем правильно. Почему? Как известно, данное движение имело и имеет своей целью создание на Кавказе отдельного, независимого от РФ государства, то есть по своей основной сути является именно сепаратистским. Однако есть одна причина, по которой его выгодно именовать по-другому. Во время первого чеченского конфликты были теракты, но среди населения не было широкой паники. Никто не устраивал ночные дежурства у домов, никто с опаской не оглядывался на каждого кавказца в общественном транспорте. Широкие массы не чувствовали себя «на линии фронта», война была далеко, соответственно не было и паники. Спекулировать на теме Чечни, увеличивать за счет этого политический рейтинг было гораздо труднее, впрочем, никто особо и не пытался. Совсем другое дело, когда около тринадцати лет назад сепаратистов вдруг стали называть террористами, а СМИ начали делать упор в освещении осуществления ими террора именно против мирного населения. Надо ли говорить, кто сделал себе на лозунгах борьбы с терроризмом отличный политический рейтинг? Народ был введен в заблуждение, многим стало казаться, что террор является едва ли не основной угрозой как для общества в целом, так и для отдельных людей. Но так ли это в действительности? Как известно, самую большую опасность для общества представляет преступность, а преступления террористической направленности это всего лишь разновидность преступлений против общественной безопасности. Что же с состоянием преступности в целом? Сколько ежегодно в России совершается тех же убийств? На эти вопросы был дан блестящий ответ. Вышла книга НИИ Академии Генеральной прокуратуры «Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности», которая бесконечно ценна тем, что там приведены конкретные статистические показатели фактического количества преступлений по всем составам, предусмотренным УК РФ.
Именно фактического, а не просто зарегистрированного. Что же мы имеем?
В период с 2002 года по 2009 год ежегодно совершалось около 40 тысяч убийств. По данным авторов книги фактическое ежегодное количество этих преступлений не возросло, но во второй половине десятилетия стало быстро снижаться количество зарегистрированных преступлений. Если в 2002 году была зарегистрирована 31 с половиной тысяча убийств, то в 2009 году всего около 17 с половиной тысяч. А значит, все эти годы росло количество безнаказанных убийц. Вполне возможно, что они есть среди ваших соседей и ближайших коллег по работе.
Я не буду дальше углубляться в подробности, просто приведу некоторые другие цифры.
По данным руководителя отделения Московского научно-исследовательского института психиатрии, доктора медицинских наук Александра Немцова, алкогольная смертность в РФ составляет почти 400 тыс. человек в год. Одна из причин тому - невероятная доступность и дешевизна водки. Цена на водку с советских времен выросла примерно в 30 раз, тогда как цена на другие товары - как минимум в 300 раз.
Последние данные взяты из выпуска «Российской газеты» от 26 августа 2010 года.
А сколько гибнет от терактов? Возьмем то период, когда в России произошли самые кровавые теракты: Буденновск, театральный центр на Дубровке и т.д. По данным газеты «Коммерсант» в период с 1994 года по 2004 год на территории РФ от терактов погибло 2111 человек, всего 14 с половиной на 1 миллион жителей страны. Это просто ничтожные цифры по сравнению с цифрами человеческих потерь от убийств и алкоголизации. А о чем можно говорить, если еще упомянуть высокую аварийность на дорогах, наркотическую смертность?
Как мы видим, реальных мер для более серьезной борьбы с преступностью, пьянством и алкоголизмом не предпринимается. Меры предпринимаются сугубо косметические, вроде ограничения продажи алкоголя в ночное время, смены вывесок в МВД и так далее. Конечно, куда удобнее отвлекать внимание общественности на «террористическую угрозу». Но с объективной точки зрения, бороться с ней в первую очередь - все равно, что вначале парировать укол пером в бок, а потом удар ножом в сердце.
Комментарии