Будущее России по-прежнему определяют Кудрин и Греф

Круг экспертов, консультирующих наши власти, крайне ограничен и очень тенденциозно подобран.

«Мозговой центр» бывшего президента РФ Дмитрия Медведева – Институт современного развития (ИНСОР) – не миновал искушения дать свои рекомендации уже президенту нынешнему. И насоветовал Владимиру Путину ни много ни мало: создать мировой клуб, в который включить ресурсодобывающие державы и в котором, понятное дело, Россия должна играть ведущую роль.

Шанс стать лидером стран «третьего мира», следует из нового доклада ИНСОР носящего название «Российская экономика: требуется ресурсный маневр» представился поскольку еврозона ослаблена бушующим кризисом а в Америке полным ходом идет президентская кампания в США, разделившая страну на два лагеря. Резюме доклада публикует газета «Известия», в распоряжение которой попал сей документ.

По мнению автора доклада, советника ИНСОР Никиты Масленникова, в послекризисной (вот сразу вопрос к автору документа: а с чего он взял, что она «послекризисная», если то, что кризис не миновал, признается уже всеми) экономике усложняются международные отношения и усиливается вес неформальных объединений. В качестве примера им приводится «большая двадцатка», которая сейчас превращается в финансово-экономический блок. «Поэтому абсолютно обязательным является активное российское участие в институциональном оформлении сдвигов в структурах всемирного разделения труда и глобальной экономики в целом», — считают в ИНСОРе. Исходя из своих возможностей, полагают они, Россия могла бы предложить новый формат странам с так называемыми ресурсными экономиками.

Экономическим обоснованием для лидерства России могут стать высокая концентрация природных ресурсов, мощная добывающая промышленность, относительная (на фоне других государств) устойчивость финансовых систем и национальной валюты, высокий риск обесценивания активов вследствие новой технологической волны и «в связи с этим политически выраженная ориентация долгосрочного развития на радикальное повышение ресурсоэффективности».

Неведомо, правда, где авторы документа нашли в России «устойчивость национальной валюты», тем не менее, они советуют президенту Путину сделать так, чтобы Россия возглавила процесс объединения «третьего мира» (правда, лишь его «ресурсодобывающей» части). «БРИКС дает России трамплин к лидерству, - поясняет директор ИНСОР Игорь Юргенс. - Мы также видим некоторое дистанцирование от ЕС такого нашего мощного торгово-экономического партнера, как Турция. БРИКС плюс Турция и ряд ресурсобогатых стран составляют ситуативную, но интересную группу, которая, с одной стороны, имеет свой взгляд на внешнюю и глобальную политику, а с другой, имеет ресурсы, которых нет у стран традиционной демократии».

По мнению главы ИНСОРа, такое положение дел дает Владимиру Путину шанс на репозиционирование: «Он очень опытный международный политический деятель, прошедший «восьмерку», знающий, что такое «двадцатка», у него есть мировое имя. Если он хочет выйти на уровень больший, чем рядовой член «восьмерки» (хотя это само по себе уже респектабельно), нужно принять предложенное нами решение».

По прочтении столь «неназойливого» совета тут же вспоминается почему-то то, как г-н Юргенс еще сравнительно недавно (когда Дмитрий Медведев был президентом и подумывал выдвигать свою кандидатуру на новый президентский срок) настоятельно советовал Владимиру Путину отказаться от участия в президентских выборах и уступить дорогу Медведеву, поддержав того своим авторитетом. Но не получилось. А вот экспертный гонор главы ИНСОРа, привыкшего в бытность Медведева президентом давать свои бесценные советы не кому-нибудь, а не иначе как главе государства, с возвращением в Кремль Путина никуда не улетучился. Эх, был бы Медведев президентом…

И похоже, что такая «скромность» в самооценке своего экспертного труда уже стала для ИНСОРе нормой. Совсем недавно ведь г-н Юргенс всерьез советовал руководству России подумать о направлении в Сирию военного контингента ОДКБ – чтобы «замирить» там ситуацию.

Как будто нашим солдатам (а также солдатам Белоруссии, Казахстана и других стран-членов ОДКБ) прямо-таки на роду написано ценой своих жизней исправлять внешнеполитические ошибки окружения президента Дмитрия Медведева, которое, отдав Ливию на растерзание НАТО, подвело тем самым и Сирию к грани вторжения сил НАТО. Почему же тогда, в 2011 году г-н Юргенс со своим ИНСОРом (в ипостаси, кстати, самой что ни на есть придворной экспертной структуры) не насоветовал Медведеву заблокировать резолюцию Совбеза ООН, давшую НАТО право бомбить Ливию и свергать Каддафи?

Вообще же круг экспертов, консультирующих наши власти, как свидетельствует журнал «Коммерсант-Власть», крайне ограничен и очень тенденциозно – с явно либеральным уклоном - подобран. Будущее России зачастую решается на закрытых совещаниях у Владимира Путина, при этом слушает он всех приглашаемых экспертов, но доверяет оценке очень узкого круга людей, прежде всего, Алексея Кудрина и Германа Грефа. Об этом рассказали изданию участники таких обсуждений.

Периодичность того, как часто чиновник приглашает экспертов, зависит от его личных предпочтений. Активно общаются с внешними консультантами и Минфин, и Центробанк, и правительство, и Кремль. По словам участников неформальных посиделок, в спокойные месяцы Кудрин и Набиуллина собирали их раз в две недели, чуть реже были встречи у Шувалова. Реже всего проходят совещания у первых лиц, хотя в последнее время они стали встречаться гораздо чаще. Путин - из-за работы над «Стратегией-2020», Медведев - из-за запуска «открытого правительства».

Количество приглашаемых на закрытые совещания экспертов колеблется от 5 до 15 человек. Почти все подобные встречи проходят в закрытом режиме (о них даже нет уведомления на сайтах президента и премьера), иногда в загородных резиденциях. Списки приглашенных на подобные закрытые совещания у разных чиновников могут варьироваться, но в принципе они пересекаются. По словам собеседников издания, среди наиболее частых участников совещаний по макроэкономике и финансам – ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов, ректор Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Владимир Мау, председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин (экс-руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам), научный руководитель Института экономической политики имени Гайдара Сергей Синельников-Мурылев, глава Экспертной экономической группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич, ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев и главный экономист «Тройки Диалог» (теперь входит в Сбербанк) Евгений Гавриленков. Кроме того, на совещания к Путину и Медведеву, разумеется, приходят Шувалов, Набиуллина, Кудрин (теперь - его преемник Антон Силуанов), первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, Белоусов и Дворкович.

Соответственно, самыми заметными на экспертном «рынке» являются три структуры: ВШЭ, РАНХиГС и объединение РЭШ с Центром экономических и финансовых разработок (ЦЭФИР), рассказываает издание. РЭШ/ЦЭФИР является сравнительно маленькой структурой и считается носителем передовых компетенций. Зато «Вышку» и РАНХиГС эксперты порой называют «две твердыни из сказок Толкиена». ВШЭ включает в себя около 120 центров. В свою очередь, РАНХиГС тесно интегрирована с Гайдаровским институтом. По словам собеседников издания, при сотрудничестве с властями ВШЭ считается экспертной площадкой для Минэкономразвития, а РАНХиГС - площадкой Минфина. «Оба эти гиганта - личные проекты Кузьминова и Мау. Они создают олигополию на рынке независимой экспертизы и серьезно деформируют его структуру, - поясняет изданию один из независимых экспертов. - В финансовом плане это два пылесоса, которые всасывают все бюджетные деньги на научно-исследовательские работы по экономике».

И каков же итог всех этих «посиделок» властей с экспертами? А итог этот все мы можем ощутить из повседневной жизни с ее ростом цен и налогов, «монетизацией» некогда бесплатно гарантированных государством услуг. А порой даже и по явным внешнеполитическим провалам, о которых, впрочем, подконтрольные властям СМИ предпочитают не очень-то распространяться.