Заигрывание с Грузией - истерика Минска

На модерации Отложенный

Признание Саакашвили в симпатиях к Лукашенко вызвало что-то похожее на шок. Вопрос: чем все это закончится?

Президент Грузии Михаил Саакашвили встретился с белорусским вице-премьером Андреем Кобяковым, прибывшим на Энергетический саммит, назначенный на 14 января в Батуми. На рандеву Саакашвили отвесил комплимент: - Мы высоко ценим политику Белоруссии в отношении Грузии и то, что большая часть политиков вашей страны поддерживает территориальную целостность Грузии, и, несмотря на давление разного характера, не признает сепаратистские регионы. Мы очень ценим принципиальность, дальновидность, мудрость белорусского руководства по нашим отношениям, по отношениям внутри СНГ и по двусторонним отношениям...

Такой поворот стал полной неожиданностью для политиков и экспертов, что в самом Минске, что в Москве. Действительно, готов ли Лукашенко ради грузинских комплиментов окончательно рассориться с администрацией Кремля?

Разобраться вместе с корреспондентом «СП» попытался белорусский политолог, заместитель главного редактора еженедельника «БелГазета», автор романа-антиутопии «Паранойя» Виктор Мартинович.

«СП»: - Как вы думаете, какие цели преследовал Саакашвили, публично нахваливая Лукашенко? Ведь он специально позаботился, чтобы во время озвучивания им комплиментов в адрес Белоруссии, рядом находилось несколько телекамер?

- Это обычная политическая риторика. Понятно, что президент Грузии будет любыми способами и при любом удобное случае пинать Россию. А похвалы в адрес Лукашенко за непризнание Абхазии и Осетии - это именно пинок в адрес Москвы.

«СП»: - А что такое признание в любви означает для Белоруссии?

- Тут важен не факт самого объяснения в любви, а то, что делал в Грузии вице-премьер Кобяков в разгар энергетической войны с Россией. Вот это уже - открыто политический шаг. Белоруссия снова ведет себя истерично. И чем больше Кремль демонстрирует, что готов вести переговоры, исходя из позиций экономического расчета, а не дружеской риторики, тем истеричнее на это реагирует официальный Минск. Появление Кобякова в Грузии - это попытка в очередной раз сыграть на нервах Кремля. Такая практика у Лукашенко отработана давно, и применяется им всякий раз, когда возникают экономические проблемы с Россией.

«СП»: - Ни в белорусской, ни в грузинской прессе так и не появилось никакой информации о том, что ответил на это признание сам Кобяков. А вы думаете, как он отреагировал?

- Думаю, он ошарашено молчал. И это, безусловно. Высказывать какую-то позицию от лица Белоруссии с его стороны было как минимум глупо, как максимум - могло бы стоить ему политической карьеры.

«СП»: - Но должна же последовать какая-то официальная реакция белорусского руководства.

- Я уверен, что ее не будет вообще. Чего-то подобного администрация Лукашенко ждала, отправляя в Батуми Кобякова, цель достигнута, и теперь можно хранить загадочное молчание. Все понимают, сказанное что-то еще вдогонку, будет выглядеть перебором - глупо и неуместно. Представьте, Белоруссия заявляет, что она ценит признание Саакашвили и готова развивать с ним сотрудничество?

Тогда на надежде о благоприятном для Минска исходе переговоров по нефти с Россией можно ставить жирный крест. Второй вариант: Лукашенко открещивается и говорит, что никакой дружбы с Грузией не будет, поскольку он - большой друг России? Тоже глупо, ведь эти слова любви Саакашвили говорил не Лукашенко, а лично Кобякову? Я уверен, что Минск промолчит.

«СП»: - Последует ли тогда некая реакция из Москвы?

- Видимо, но неофициальная.

«СП»: - Почему бы Лукашенко прямо не сказать, что он никогда не признает Абхазию и Южную Осетию?

- Потому что это означало бы окончательный развод с Россией. А благодаря сотрудничеству с РФ (в разных формах) белорусский бюджет получает свыше 50% своей доходной части. А какие перспективы развития экономических отношений с Грузией? Никаких. Это бедная страна, которая экономически и политически с Белоруссией никак не связана.

«СП»: - Почему тогда нет признания в угоду Кремлю?

- Вопрос о признании - это, возможно, единственный политический козырь на руках у Лукашенко. Если он его лишится, как ему тогда выбивать из России кредиты и дешевые энергоносители? Эта игра ему очень нужна и в контексте заигрывания с Европой: дескать, кто больше даст денег, с тем и буду дружить. Если бы ЕС вопрос Абхазии и Южной Осетии не интересовал (ну давайте представим), то признание давно бы состоялось. А так у Лукашенко есть возможность поиграть. Почему нет?

«СП»: - А вы как сами считаете, признание в конечном итоге все произойдет?

- Нет, я в это не верю. Может, через годы, когда мировой интерес к этому вопросу утихнет окончательно.

Тем временем

В Грузии закончилась провалом попытка провести Энергетический саммит, на котором планировалось обсудить создание маршрутов транспортировки каспийских углеводородов в обход России, пишет сегодня издание «Коммерсант». По информации газеты, на встречу в Батуми должны были прибыть президенты Азербайджана, Латвии, Литвы, Польши и Украины, а также представители США. Другие страны - производители энергоресурсов (Казахстан, Туркмения и Узбекистан) и страны-транзитеры (Болгария, Румыния и Турция) - намеревались прислать премьеров или министров энергетики. Однако никто из глав государств на саммит так и не приехал, а сенатор от Аризоны Джон Маккейни и спецпредставитель президента США по энергетическим вопросам Ричард Морнингстар покинули Грузию до начала мероприятия.

Энергетический саммит задумывался организаторами как одно из ключевых энергополитических мероприятий 2010 года. По итогам встречи планировалось подписать декларации о необходимости строительства трубопроводов в обход России: газопроводов Nabucco и White Stream, а также нефтепровода Одесса - Полоцк - Броды - Гданьск.

В результате вместо двухдневного саммита получилась экспертная конференция, продлившаяся всего полтора часа. Эксперты полагают, что провал саммита в Батуми отражает снижение интереса Запада к срочному созданию маршрутов транспортировки нефти и газа из Центральной Азии в обход РФ.