В Россию пришла вторая волна кризиса

Экономисты официально объявили о том, что мировую, а значит – и российскую экономику настигла вторая волна кризиса. В минувшую пятницу цена на нефть упала до отметки в 100 долларов за баррель, при том что еще три месяца назад баррель нефти Brent стоил 127 долларов. И это еще не предел, – прогнозируют специалисты. На сырьевых рынках – паника. Разумеется, все это не замедлило сказаться и на экономике России: за ту же пятницу рубль подешевел на 2,5 % к доллару, опустившись на уровень середины марта 2009 года. Всего же за месяц российская нефть упала в цене на 18 %, а валюта наша по отношению к доллару подешевела почти на 15 %.

Вниз, но не так быстро

Мало кто из экономистов в такой ситуации высказывает оптимистичные прогнозы. Скорее всего, – уверены специалисты, рубль продолжит слабеть. К тому же, и обстановка в целом не располагает к благополучным ожиданиям: многие отрасли российского производства находится в упадке, экономический рост, по данным Минэкономразвития, уже два месяца сокращается, годовые темпы также замедляются: с 4,9% в I квартале и 3,9% в марте – до 3,7% в апреле. Эксперты отмечают: происходящее похоже на «дежа-вю» осени 2008 года; правда, пока в более слабом варианте.

Разумеется, ситуация известна российскому правительству: на совещании по финансовым рынкам, которое премьер-министр Дмитрий Медведев провел в минувшую субботу, Центробанку было поручено поддерживать макроэкономическую стабильность, применяя при необходимости интервенции на валютном рынке. Председатель ЦБ Сергей Игнатьев при этом отметил: если цена на нефть на мировом рынке прекратит падение, то рубль, скорее всего, укрепится. Если же наоборот – рубль будет ослабевать, однако намного меньшими темпами, чем до сих пор, поскольку будут активно применяться валютные интервенции.

«Уехал отдыхать и вернулся в другую страну»

Тем не менее, часть экономистов высказывают большие сомнения в том, что Центробанку удастся избежать нового резкого ослабления рубля. «Наш ЦБ не всесилен», – отмечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

А Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей, и вовсе считает, что скоро Россию ждут очень тяжелые времена. «Если это все продолжится, то мы увидим рост инфляции, падение реальных доходов, то есть номинально доходы будут расти, но реально они будут обесцениваться. И наконец, сокращение спроса», – отмечает эксперт. Cейчас, по мнению Янина, наблюдается переломный момент. Люди спешно решают, что делать: забирать ли из банков вклады, покупать доллары, пока они растут в цене, или же постараться приобрести товары, еще не успевшие подорожать. «Но вот что бы я сейчас не советовал, так это отправляться на отдых за границу, – отмечает экономист. – Можно уехать и вернуться в другую страну, как в 1998 году».

Провал экономического курса?

Относительно мягкий прогноз дает руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг. По его мнению, повторения кризисов трех или 14-летней давности вряд ли стоит ждать, хотя Центробанку стоило бы раньше начать проводить более мягкую девальвацию.

По мнению Гринберга, американская валюта закрепится на отметке в 35 рублей. ЦБ должен успокоить спекулятивные атаки на рубль. «Другое дело, что нужно было раньше этим заниматься, девальвировать рубль постепенно, по мере темпов инфляции, а не допускать резкого увеличения его курса при инфляции, которая превышает инфляцию в других странах», – говорит эксперт.

Если же стоимость доллара достигнет 40 рублей, – отмечает академик Гринберг, – это будет свидетельствовать о полном экономическом провале нынешнего правительства. Ситуацию текущего момента можно назвать ограниченной паникой; эту панику можно остановить интервенциями Центробанка. Руководство ЦБ намерено плавно спустить рубль на внешней конъюнктуре и надолго зафиксировать. Мировые цены на нефть, по мнению экономиста, пока тоже остановятся на отметке около 100 долларов.