Израильтянин спас турка на вершине Эвереста

Израильтянин, вместо того чтобы подняться на вершину Эвереста, спас попавшего в беду альпиниста, американца турецкого происхождения, и теперь относится к нему как к брату.

Надав Бен-Иегуда, совершавший подъем с проводником шерпом, наткнулся на Айдына Ирмака рядом с вершиной в минувшие выходные. В тот хаотический период, когда начала ухудшаться погода, на пути вниз с вершины погибли четыре альпиниста. Это произошло на фоне столпотворения из более 200 человек, спешивших достигнуть самой высокой вершины в мире.

В телефонном интервью Associated Press, 24-летний Бен-Иегуда, сказал, что он гордится тем, что 46-летний Ирмак хотел подняться на вершину, отметив, что он является другом одного из немногих "турецких" альпинистов, достигших вершины.

Ирмак перебрался из Турции в Нью-Йорк более двадцати лет, но по-прежнему гордится своим турецким происхождением.

"Айдын, проснись! Проснись!" - повторял Бен-Иегуда, когда он нашел своего друга в темноте. Имрак уже спускался с вершины, но попал в критическую ситуацию, оставшись без кислорода, фонарика и рюкзака. Бен-Иегуда, который подружился с Ирмаком еще до подъема, задержал свое восхождение на один день, в надежде избежать тесных участков на заполненном поднимающимися на вершину альпинистами маршруте.

Некоторые рассказывали, что многие обходили стороной попавших в беду альпинистов, стремясь выполнить мечту и достичь вершины Эвереста. Но Бен-Иегуда сказал, что решение отказаться от своей цели - подняться на вершину и вместо этого помочь Ирмаку, было "автоматическим". Ему понадобилось несколько минут, чтобы узнать своего бледного, изможденного друга.

"Я просто сказал себе: "Это безумие". Это просто взорвало мой мозг, - сказал Бен-Иегуда.

- Я не сообразил, что он был там все это время. Все думали, что он уже спустился".

Потом, в течение нескольких часов он тащил на себе Ирмака в лагерь, расположенный ниже. Оба получили обморожения и у обоих возникла угроза ампутации пальцев. Бен-Иегуда потерял 20 килограммов за время пребывания на горе, а Ирмак потерял 12 килограммов, рассказал Ханаан Годер, посол Израиля в Непале, который потом устроил для обоих альпинистов обед.

"Они действительно должны восстановиться морально и физически, - сказал Goder. - Они называют друг друга "брат". После этого происшествия, в которое они попали вместе, теперь их души действительно связаны".

По словам посла, эта помощь подчеркивает дружбу между израильтянами и турками на личном уровне, несмотря на ухудшение отношений между их правительствами.

Бен-Иегуда, говоривший с AP перед отъездом из Непала для получения срочной медицинской помощи в Израиле, сказал, что он не может с уверенностью сказать, как бы он отреагировал, если бы он столкнулся с пострадавшим альпинистом, которого он не знал. Кислорода на такой высоте настолько мало, и условия настолько жесткие, сказал он, что люди на горе развивают своего рода туннельное зрение".

"Вы думаете только о дыхании, о ходьбе, о скалолазании", - сказал он.

По словам Бен-Иегуды, основные вопросы, возникающие в голове альпиниста, идущего к пику: "Ты собираешься это делать?" и "Когда нужно будет повернуть назад?"

И как только альпинист начинает спуск, возникает всеобъемлющий вопрос: "Как быстро я могу идти?"

Бен-Иегуда сказал, что его военная подготовка в Израиле ему помогла принять рефлексивное решение - спасти Ирмака.

"Вы никогда не оставите друга в поле", - сказал он.