Десятина: не знаешь, чего просишь
На модерации
Отложенный
«Церковный спикер» протоиерей Всеволод Чаплин на днях высказал интересную мысль: «Люди, которые именуют себя православными христианами, - это довольно большое количество людей в России - вообще должны, на самом деле, нести ответственность, в том числе финансовую, за свой храм, за своего священника, за свою Церковь».
Далее батюшка посоветовал прихожанам жертвовать десятую часть доходов на эти цели. Тема «десятины» в устах священника, ответственного за взаимодействие с обществом, прозвучала в очень неподходящее время. Кажется, ответственное лицо совсем не чувствует антиклерикальных настроений в народе.
Если надо подлить масла в огонь, то лучшей темы, чем сбор денежного оброка, придумать нельзя. Да и не очень понятно, что, собственно, отец Всеволод предлагает на самом деле.
Дело в том, что десятина существовала в Древней Руси как жертва на церковь от княжеских имений, которая выплачивалась непосредственно епископу. Наряду с этим существовали «братчины» (братства) - сообщество людей, которые поддерживали храм и его причт материально, и никаким процентом это не регламентировалось. Однако функции братчиков не ограничивались только сбором средств. Они активно участвовали в жизни прихода. Древнерусская община имела огромные права: выбирала старост, всех членов причта, включая священников; самостоятельно владела храмом, движимым и недвижимым имуществом и была независима в этих вопросах от церковного начальства.
Даже власть архиерея в вопросах собственности являлась небезграничной. Попытки собирать с приходов необоснованно высокий налог могли натолкнуться на решительный отпор братчины.
Церковная жизнь в Древней Руси была выстроена не только по принципу властной вертикали - подчинение в канонических вопросах иерархии, но имела и горизонтальное измерение - активное участие верующих в жизни приходов. Получалось очень символично - крест. Постепенное сползание Руси в крепостничество, раскол, петровские реформы привело к сохранению только вертикальной палки со всеми вытекающими последствиями: бесправный народ, бесправные священники, деградация церковной жизни.
На Западе десятину католической церкви платили все прихожане от различных доходов. Чрезмерные финансовые претензии клира послужили поводом к знаменитому требованию Реформации о «дешевой церкви». Впрочем, нанеся удар по католицизму, реформаторы сохранили десятину в своих протестантских общинах. В нынешнее время в ряде европейских стран налоговое законодательство позволяет списывать с облагаемой базы средства, перечисленные церкви в качестве финансовой поддержки.
Что хотел сказать о. Всеволод Чаплин, предлагая платить православным десять процентов доходов, не вполне ясно. Вряд ли он рассчитывал на возрождение древнерусской традиции, которая прямо противоречит приходскому уставу РПЦ в его современной редакции. Согласно этому внутреннему документу, чихнуть нельзя без разрешения епархиальной власти.
Даже материальную помощь приходу дозволяется принять только с ведома епископа. Что уж говорить о возможности ее потратить самостоятельно... Решения Поместного собора 1917 года в части организации приходской жизни читаются в наши годы как лютеровский призыв к реформации. Чего стоит одно упоминание о том, что священник служит на своем приходе до смерти и может быть переведен в другое место лишь по собственному желанию или решению церковного суда. Современная священническая присяга требует от будущего клирика беспрекословного повиновения епархиальной власти в вопросе перемещения.
Вопрос о приходском священнике и проблема десятины взаимосвязаны. Не будут люди платить ничего, если поп их не устраивает. Если к голосу прихожан епархиальная власть не прислушивается. Если в деле замещения приходских вакансий господствует непотизм. Сколько примеров того, когда приходская жизнь замирала после рокировки священников.
Большинство храмов и без десятины существуют на средства прихожан. Лишь немногие «значимые объекты культурного достояния» живут на дотации социально ответственного бизнеса.
Положение священника, избранного народом, делает его сильной фигурой в епархиальной жизни. Кто же захочет плодить сильных настоятелей? Угроза перевода иерея с хорошего прихода в безлюдные места превращает его в управляемого бесправного послушника. Марионетка будет безропотно платить любые взносы и молчать, «не соблазняя прихожан».
При выплате десятины«келейно» решать деликатные финансовые вопросы будет значительно сложнее.Да и епархиальным(патриархийным) чиновникам активное участие церковной общины в хозяйственной деятельности прихода не позволит произвольно увеличивать налоговые отчисления с храма.
У меня есть подозрение, что о. Всеволод хотел бы ввести десятину как некое дополнение к сложившейся системе церковно-административного управления, переложив ее сбор на государство. В таком случае финансовые средства поступали бы непосредственно на счета патриархии, а далее централизованно распределялись в виде фиксированной зарплаты духовенству.
При таком раскладе «вертикаль» не пострадала бы, а, напротив, усилилась. В прошлом году в ряде СМИ обсуждался вопрос о введении государственного налога в пользу церкви. По разным опросам, от 50 до 75 процентов респондентов отнеслись к этой затее отрицательно. Не только в России, но и в католических странах Европы такие предложения не встречают поддержки. Так в Польше Костел не получил одобрения сейма в вопросе о введении государственного налога в пользу католической церкви.
Однако дело не только в позиции государства и прихожан. Готово ли духовенство состоятельных городских приходов поставить себя в зависимость от общины, декларировать свои доходы, отказаться от прихода как церковной лавки или комбината ритуальных услуг? Такой клир надо еще воспитать.
Комментарии
Так и сего дня в древлеправославной вере. Желающие могут сходить в древлеправославную общину в своих городах и селениях, но пить и курить перед этим бросить нужно хотя бы за месяц перед посещением. Именно этой общине и праздновалось тысячелетие, а не конторе РПЦ(сионо-христианской.
Согласно 140 статье конституции ФРГ, правом обложения налогом обладают религиозные общины, являющиеся публично-правовой корпорацией. Атеисты и верующие других религиозных общин церковным налогом не облагаются.
++++++++++++++++
Ну чо, христанутые , налог платить, это вам не 3,14деть какой ты гусский и пгавослабный и в пасху бухать до блевоты.
Нравятся немецкие машины и орднунг ? Не нравятся жыгули и тянет к европе ? Тогда платите !
Вот мы и увидим - кто верующи
Это он хрипит соплями - смотрите я Православный и даже напишет это ничем не примечательное слово с большой буквы, мы гусские самые умные красивые и вообще иконостась нравственности - а сам и не постится а бухает в пост, врет ворует . Это он вчера убивал людей за деньги а сегодня заказывает колокола и чтоб имя его там непременно было. Это он за деньги Едро и РПЦ стоит в говномолебнах, не я.
===================================
А поставь вопрос по взрослому - состоишь в секте ? А сегодня секта стала платной , не в курсе ?
Так вот либо состоишь в секте и платишь, либо тогда не говори что состоишь в секте жидобожцев.
И тут начинается вселенский вой - как так, нам же говорили мол секта бесплатная !
Ах обманули обидели ! Думали ж халява !
Но тут то чаплин , этот жидожрец прав - секта должна быть платной. Должны быть тарифы на общение с жыдобогом. А что, провайдерам католикам и лютеранам с протестантами можно, ...
Теперь, по прошествии 22-х лет дикого капитализма, который был привнесен в СССР непосредственно церковью в лице группы церковных деятелей под лозунгом «нового политического мышления», мне стало известно имя конкретного инициатора сближения церкви с государством, под чьим руководством претворялся в жизнь процесс свержения советской власти.
Таким непосредственным участником свержения советской власти и переустройства Европы является В. Фалин. Именно Фалин предлагал план действий и направления по сближению церкви с государством, все перевести под крыло патриархии, о чем сам сознался в своих мемуарах.
Около 15 лет Фалин, основатель свержения советской власти, оставался неузнаваем и в тени по его личной просьбе, поскольку это было главным условием для патриарха Пимена, который и выполнял пожелание Фалина до выпуска его книги, в которой он сам признается в этом.
Следовательно, Союз был развален не случайно, а преднамеренно, в интересах церковных деятелей. Длительные годы шла подрывная работа по свержению социалистического каркаса не только в СССР, но и по всему миру. И этот процесс стал возможен только в 1986 году.
Данный факт опровергнуть невозможно, потому что об этом свидетельствует сам участник этого переустройства.
Именно Фалин стал инициатором сближения церкви с государством, хотя в Конституции записано, что церковь отделена от государства, возвращения Православию уцелевших культовых сооружений, призыва отмечать религиозные события на национальном уровне за счет бюджетных средств и не подвергать церковь остракизму.
Именно Фалин требовал возврата церкви прав на многие памятники, возникшие у мест совершения первых обрядов крещения Руси.
Вот по чьему распоряжению стали возвращаться в лоно церкви библиотеки, реликвии, мощи святых, отнятые у нее при советской власти под предлогом борьбы с мракобесием.
Пока до сих пор не слышала ответ на риторический вопрос, какова истинная роль чужеземного Православия на русской земле, которое поработило языческую культуру, в продвижении своих идей по захвату власти в России?
Как нам известно из истории, ни один царь на Руси не жаловал церковь и постоянно конфликтовали на почве разделения власти. Таких царей и русских писателей, неугодных церкви, клерикалы относили к Антихристу.
Церковь со своим Православием многие тысячелетия, со дня вступления на нашу русскую землю, стала претендовать на роль государственного управления, что делает и в настоящее время.
Именно из-за власти церковь конфликтовала и с Лениным, и со Сталиным, которому церковь не может простить его превосходство над церковью.
В настоящее время все яснее и отчетливее вырисовывается истинное лицо церкви и ее борцов за власть в России. Надо быть глупцом, чтобы не замечать истинных намерений РПЦ.
Церковники верой и правдой служили полякам. В движение Козьмы Минина и Пожарского их не было.
Предатели. Особенно ужасна их роль во времена раскола. Старообрядцев, к которым относилось абсолютное большинство русского народа, сжигали и убивали. При этом царей на убийства старообрядцев науськивала официальная церковь и ее митрополит Филарет (19-ый век).
Но рано или поздно тайное становиться явным. Возрождение социализма не за горами.
У нас еще другие конфессии
что за дискриминация?
Кто верует в бога должен отвернуться от ПРоХИнДЕЕВ в руководстве РПЦ. ЗАЖРАЛИСЬ и ПОГРЯЗЛИ в РОСКОШИ.