К вопросу о точности измерений экономических параметров

На модерации Отложенный

Для любознательных посетителей сайта «Эха», видимо, будет интересно познакомиться с мнением руководителя Росстата Александра Суринова (весьма квалифицированного специалиста) о точности измерений экономических процессов.
Вот что он сказал сегодня в интервью «Российской газете»:


«РГ: Вы можете оценить долю теневой экономики и как она изменилась за период кризиса?

Суринов: По нашим оценкам, она стала расти, начиная с конца третьего квартала прошлого года, когда начались кризисные явления, когда ухудшилась ситуация на рынке труда.
Я думаю, что примерно (обратите внимание на это слово! - Е.Гонтмахер) пятая часть экономики сейчас находится в тени.

Оценки теневой экономики (мы ее называем ненаблюдаемой экономикой) - не цель Росстата, но косвенный продукт наших макроэкономических расчетов.
Мы должны оценить валовой внутренний продукт страны, потому что это самый главный измеритель величины национальной экономики. И для нас не важно, в тени производится добавленная стоимость или на свету, или в полутени. Надо все подсчитать.

Есть пять так называемых проблемных областей ненаблюдаемой экономики. Первая - это производство товаров и услуг, которые запрещены к производству и реализации на территории страны. Условно говоря, если у нас проституция запрещена, значит, это теневая экономика. В Германии разрешена, и, значит, это не теневая экономика. То же самое с наркотиками, торговлей оружием.

Все страны мира декларируют, что запрещенное производство надо включать в оценки ВВП, но мало кто реально это делает, потому что нет надежных методов измерения. Мы тоже декларируем, но не включаем.

Вторая проблемная область - это так называемое скрытое производство, при котором скрываются его размеры, чтобы уйти или от налогов, или от исполнения, например, трудового законодательства. Здесь у нас оценки есть. Способов оценки много, не буду перечислять.  Еще есть так называемая неформальная деятельность. Это когда создаются предприятия, которые не регистрируются, но они и не должны регистрироваться. Например, репетиторство. Здесь у нас тоже ведутся обследования с помощью опросов населения, и наши цифры относительно надежны.

Четвертая зона - это личные подсобные хозяйства населения, плюс все, что производится внутри семьи для себя. Это не только производство продукции сельхозназначения, строительство для себя. И пятая зона связана со слабостью статистических наблюдений. То есть мы не охватываем все предприятия, которые должны быть охвачены. Со всеми проблемными зонами ненаблюдаемой экономики мы работаем. У нас есть подходы, как исправлять, как учитывать, кроме первой.

РГ: Учитывая уровень теневого бизнеса, вам сложно давать объективную экономическую статистику?


Суринов: Есть такая проблема. И она не российская. Эта проблема есть у статистиков всех стран мира".