Что оставит после себя президент Дмитрий Медведев?
На модерации
Отложенный
Что оставит после себя президент Дмитрий Медведев?
Дмитрий Анатольевич Медведев сложил с себя президентские полномочия. Сегодня официальная пропаганда много говорит об успехах его правления, приводя соответствующие цифры и данные. А одно государственное издание даже назвало это время «очередным, впечатляющим шагом движения России вперёд».
Насколько верны эти оценки? Соответствуют ли они реальному положению дел?
Планируем планы
По сравнению с правлением Путина темпы развития экономики в стране существенно снизились - суммарный рост ВВП при Медведеве составил лишь 1,3% в год, тогда как во времена Владимира Владимировича эта цифра исчислялась в 7 - 8%. Такая картина наблюдается по всем экономическим показателям.
Конечно, для такого снижения имеются объективные причины - мировой финансовый кризис не прекращается. Да и по сравнению с другими странами мы выглядим не так уж плохо (во многих европейских государствах экономика не то что не растёт, а фактически падает в яму хронической рецессии).
Тем не менее, наши результаты могли быть гораздо лучше. Особенно с учётом того, что Путин передал Медведеву страну без внешних долгов и с большими золотовалютными накоплениями, которыми надо было лишь умело распорядиться. Увы, сделано этого не было...
А ведь в начале своего правления Дмитрий Анатольевич раздавал щедрые обещания - избавиться от сырьевой модели развития, создать основы современной промышленности, развивать высокие технологии. Однако дальше обещаний дело так и не пошло. Почему?
Дело всё в том, что для создания передовой, высокотехнологичной экономики, по мнению специалистов, существует одно непременное условие - она должна строиться на хорошо развитой промышленной базе. Например, новейшие образцы компьютерной техники невозможно создавать без современного машиностроения, без эффективных научно-исследовательских институтов, без успешных наработок в сфере ВПК. Тот же Китай, прежде чем занять свою нынешнюю передовую «нишу» в сфере IT-технологий, сначала освоил производство утюгов, тракторов и самолётов...
У нас была такая база - советская промышленность, которая лишь немногим уступала западным аналогам. Но, к сожалению, за последние 20 лет стараниями наших либеральных экономистов и министров её практически уничтожили (наверное, только в системе ВПК можно ещё найти остатки былой мощи). Поэтому очевидно, что без возрождения промышленной базы - то есть второй индустриализации - никакой современной экономики мы не построим. Однако экономические советники Медведева поступили по своему - они решили строить дом не с фундамента, а... с крыши. Вот что по этому поводу написали аналитики сайта КМ.РУ:
«Руководство решило, что экономику реформировать не надо: надо просто заручиться симпатиями общественности, причём по сценарию уже испробованному в горбачёвскую перестройку. Стала поощряться маловнятная публичная активность, пошли рассуждения о каких-то «хипстерах» (никто не может объяснить, что это за слой людей). Медведев, явно играя на публику, занялся освоением социальных сетей, айпадов и айфонов...»
Президент даже распорядился создать в деревне Сколково центр высоких технологий. Конечно, сама идея была неплоха. Хотя Медведев, рекламируя центр, почему-то ни разу не заикнулся о производстве собственных программных продуктов, о необходимости избавиться от зависимости американского компьютерного монополиста «Майкрософт». Может, он этой проблемы не понимал, но тогда сразу возникает вопрос о целесообразности иметь такой технологичный центр.
Впрочем, реализовать его всё равно не удалось - как уже говорилось, ни промышленной, ни научной, ни кадровой базы для «Сколоково» в стране просто нет. Сегодня про этот центр даже перестали говорить. И неизвестно, в каком вообще состоянии находится сей проект, который когда-то открывали с большой помпой и куда вбухали огромные бюджетные деньги...
Увы, никакого прорыва в экономике при Медведеве не состоялось. В своей прощальной речи он выступил за решительное уменьшение роли государства в нашей хозяйственной жизни. Парадокс, но, пожалуй, это единственное, чего Дмитрий Анатольевич реально добился - наше государство фактически бросило экономику и многие её направления на произвол судьбы.
Коррупционеров беспощадно освобождать!
Другим лозунгом правления Медведева стала «борьба с коррупцией». Теоретически в этом направлении вроде бы много было чего сделано - чиновников заставили публиковать свои доходы и расходы, провели реформу милиции, внесли изменения в Уголовный Кодекс...
Однако все эти действия вызывают большие вопросы!
Да, чиновники отчитались и показали, что живут очень хорошо. И даже косвенно признали факт того, что свой нелегальный бизнес они зачастую записывают на своих родственников (жён, детей и т.д.)... Ну и что дальше? Кого-то за это наказали, посадили? Кого-то уволили по причине «утраты доверия»?
Вывод из всего этого напрашивается печальный - вся эта эпопея с декларациями является лишь частью пропагандистской шумихи о построении в нашей стране «правового государства». В реальности же мало что изменилось: семьи чиновников продолжают купаться в своих миллионах, о происхождении которых нам остаётся только догадываться...
Примерно то же самое можно сказать и о пресловутой реформе милиции. Очевидно, что нургалиевская «реформа» была самой настоящей профанацией, предназначенной для «затуманивания мозгов» общественности. Спрашивается, ну как можно было проводить аттестацию сотрудников милиции, при переводе их в полицию, силами... самих же милиционеров?! Это всё равно, если бы производителю водки официально доверили проверять качество... своей же продукции. Уж он бы напроверял!
Поэтому мы сегодня имеем то, что имеем - полицию с не самыми лучшими навыками милиции: взяточников и садистов в погонах, а также практически полную имитацию реальной борьбы с преступностью. Характерных примеров тому можно привести великое множество...
Но более всего «умиляют» антикоррупционные изменения в УК! Отныне вместо посадки в тюрьму любителей взяток будут просто штрафовать, хотя и в стократном размере. Сам Медведев и его окружение пояснили эти изменения так. Мол, они позволят не сажать за решётку самую распространённую, по мнению МВД, категорию коррупционеров - врачей и учителей, чаще всего попадающихся на мелких поборах. Кроме того, стократные штрафы якобы позволяют возместить ущерб, причинённый взяточником.
Эти рассуждения не выдерживают никакой критики! Ибо главную опасность для общества представляют вовсе не медсёстры, берущие сто рублей за оформление медицинской справки, а те, кто миллионами и миллиардами воруют казённые, то есть народные деньги. Между тем именно такую категорию коррупционеров полиция не очень охотно ловит.
А штрафы для высокопоставленных воров - дело вообще плёвое. Эти жулики обычно попадаются при однократной взятке. Её-то суд и будет увеличивать в стократном размере, а вовсе не всю сумму, которую взяточник успел наворовать. Вон недавно на Урале поймали одного начальника на мзде в сто тысяч рублей. Ну присудили ему штраф в 10 миллионов. А у него стоимость только официально зарегистрированного имущества в два раза больше, не считая заграничных банковских счетов и неофициально оформленной недвижимости! Выплатит он без особых проблем эту десятку и будет спокойно жить дальше, да ещё с перспективой вернуться на важную должность...
Во всём мире коррупция считается особо опасным и тяжким видом преступления. В США коррупционеров без всякой жалости сажают на очень длительные тюремные сроки (на 70 и более лет), беспощадно конфисковывают их имущество. А у нас получается, что взяточников, по сути, вообще вывели из-под уголовной ответственности?!
Но и это ещё не всё. Не так давно Медведев публично заявил о том, что его не устраивает статья 159 в УК РФ («Мошенничество»). По его мнению, это «рецидив советского сознания» - мол, сколько лет прошло с её введения в 1960 году, а по ней осуждают по 30 тысяч «предпринимателей» в год. С точки зрения экс-президента, мошенничество - сомнительный вид преступления, «всего лишь» обыкновенный вид бизнес-деятельности, направленный на извлечение прибыли. Поэтому и караться он должен по минимуму, а то и вовсе в чисто административном порядке.
Логика странная. Получается, что «низкую общественную опасность», говоря словами самого Медведева, представляют собой аферисты, которые обманным путём выманивают у пенсионеров деньги, поставляют на предприятия контрафактные детали (в результате чего у нас падают самолёты и тонут пароходы), водят за нос муниципальные образования, воруя миллионы на подрядных работах по ремонту школ и дорог. Подумаешь - это же всего лишь «коммерческое извлечение прибыли»...
Я не знаю, сумеет ли Дмитрий Анатольевич пробить это юридическое «новшество». Но если государство его примет, то о борьбе с коррупцией и воровством в нашей стране можно будет забыть.
Учиться, учиться и учиться!
Единственной заслугой Медведева, по мнению ряда аналитиков, является попытка демократизации нынешней политической системы - возврат прямых выборов губернаторов, упрощённая регистрация партий и т.д. Однако, во-первых, все эти изменения стали возможны лишь благодаря усилению общественной активности самих наших граждан, вышедших зимой на митинги протеста. А во-вторых, ряд этих преобразований вызывают серьёзные сомнения и опасения, вроде возврата прямых губернаторских выборов - а не приведут ли они снова к сепаратистским тенденциям, едва не сгубившим страну в 90-е годы?
При этом одной рукой проводя либеральные реформы, Медведев последовательно укреплял и полномочия высшей российской власти. Так, президентский срок был увеличен с 4 до 6 лет. Резко была урезана независимость Конституционного суда - раньше председатель этого суда избирался самим судом, а теперь его будет назначать Совет Федерации по предложению главы государства. Тем самым судебная система сегодня стала ещё более зависимой от власть предержащих...
Нет, я не хочу обвинить Медведева в неких зловещих планах по развалу России. Мне кажется, что все противоречия его реформ и их непоследовательность связаны только с одним - он не знает реальностей страны, в которой живёт и правит. Да и откуда взяться этим знаниям, если у Дмитрия Анатольевича нет нормального трудового и жизненного опыта, который позволил бы ему по-настоящему управлять таким сложным и большим государством, как Россия?
Характерный пример - своё увлечение компьютерами он перенёс на уровень государственной политики. Не скрывал, что днями «сидит» в Твиттере (словно не президент великой страны, а какой-то подросток, страдающий от безделья). Мало того, заставил всех губернаторов завести себе блоги, чтобы по активности в блогосфере оценивать... результаты их работы?! Тем самым президент лишний раз доказал всем нам, что живёт не в реальном, а в виртуальном мире...
По сути, Медведев так и остался на уровне преподавателя римского права юридического факультета Ленинградского университета. То есть на уровне той должности, которой он достиг самостоятельно и собственным трудом. А вся дальнейшая его карьера связана исключительно с близостью к Владимиру Путину.
Можно сказать, что Путин однажды взял Дмитрия Анатольевича за руку и повёл его по всем карьерным ступеням - в мэрии Санкт-Петербурга, в администрации президента, в Газпроме, на различных должностях в правительстве России. Причём это движение было настолько стремительным, что приобрести нормальные руководящие (да и просто жизненные) навыки было просто невозможно. А должность президента, похоже, Медведеву вообще поручили только потому, что Путину формально нельзя было избираться президентом три раза подряд. Вот он временно и занял путинское кресло, чтобы спустя четыре года вернуть его хозяину.
Хочется надеяться, что Дмитрию Анатольевичу его собственное президентство послужит хорошим уроком на будущее. А в первую очередь - всем нам.
Комментарии