Такое впечатление, что Таможенный союз нужен только нам

На модерации Отложенный

На мой взгляд, если говорить конкретно о конфликте вокруг поставок российской нефти, то причина конфликта одна - белорусской власти нужны деньги для преодоления кризисных явлений. Раньше на перепродаже российской нефти и на перепродаже тех нефтепродуктов, которые из российской нефти делались, белорусская сторона получала очень солидные доходы. Сейчас российская сторона предлагает другую схему - Россия обеспечивает внутренние потребности Белоруссии по беспошлинной схеме, а все остальное, все, что предназначено для реэкспорта, должно облагаться пошлиной. Естественно, белорусскую сторону это не устраивает, им бы хотелось и дальше получать доходы от переработки дешевой российской нефти.

Белорусской стороне Таможенный союз выгоден не меньше, чем нам

Я считаю, это момент чисто экономический. А в принципе можно, конечно, понять Лукашенко, ему нужны деньги для поддержания стабильности в стране, потому что если стабильности экономической не будет, то и к политической стабильности тоже появятся вопросы. Тем более что очередные выборы президента Белоруссии приближаются, и как-то вопрос этот надо решать. Подойти к этому моменту с тяжелой экономической ситуацией, естественно, белорусские власти не хотели бы. Однако, на мой взгляд, игра идет в достаточно авантюрном стиле, потому что совершенно очевидно, что ради конкретных экономических дивидендов белорусская сторона стала действовать резче и готова жертвовать нормальными отношениями с Москвой.

Да, отношения с Москвой всегда были напряженными, но непонятно, зачем их делать еще более напряженными, тем более привлекая к этому политический момент, потому что белорусская сторона практически сразу же начала шантажировать Москву возможностью участия в Таможенном союзе. Впечатление такое, что Таможенный союз нужен только нам. На самом деле, необходимо развеять эти иллюзии. Белорусской стороне Таможенный союз будет выгоден.

Все разговоры про то, что кому-то там будет тяжело возить побитые иномарки из Европы,- это частности. На самом деле, если смотреть серьезно, то белорусской стороне Таможенный союз выгоден как минимум не меньше, а, может быть, даже больше, чем российской, потому что для белорусских товаров российский рынок по-прежнему является основным рынком сбыта промышленной, сельскохозяйственной продукции, и в рамках Таможенного союза это будет сделать гораздо проще.

И в общем-то, и прибыль от этого должна идти достаточно солидная. Поэтому шантаж Таможенным союзом в том контексте, что это якобы нужно только Москве,- это, на мой взгляд, недальновидная позиция, которая ничем хорошим для белорусов не закончится.

По белорусской экономике кризис ударил достаточно серьезно

Я считаю, что виной всему этому две вещи. Первое - Лукашенко в последнее время пытается практиковать достаточно авантюрную «многовекторность», заигрывая и с «нашими», и с «вашими» с единственным стремлением - получить что-то для стабилизации ситуации в стране. А с другой стороны, действительно - на что только ни пойдешь, лишь бы каким-то образом сгладить кризисные явления в белорусской экономике. Потому что, естественно, по белорусской экономике кризис ударил достаточно серьезно. Сырья у них нет, продавать им нечего, и для них все это очень важно.

Я считаю, что Таможенный союз все равно состоится, потому что, во-первых, уже достаточно большая часть документов подписана, в том числе подписана и белорусской стороной, что косвенно подтверждает то, что белорусы понимают, что им это выгодно. А во-вторых, в стратегической перспективе и для Белоруссии, и для России, для Казахстана это, действительно, несет совершенно конкретные дивиденды. Да, все эти процедуры будет согласовывать очень сложно, но то, что дивиденды от этого будут, - это очевидно.

Если вдруг сейчас вот так вот, на пустом месте эта инициатива будет завалена, я считаю, что это будет признаком абсолютной бездарности и неспособности к стратегическому видению тех постсоветских элит, которые вот таким образом поступают.

Запад как-то попытается это дело использовать, но никаких реальных рычагов влияния у него нет. Если бы у Запада была своя, альтернативная нефть, которую он мог бы продать Белоруссии, это было бы интересно. Если бы Запад мог предоставить Белоруссии какие-то такие экономические условия, которые позволили бы Белоруссии решить все ее проблемы, это было бы интересно. Но у Запада нет таких рычагов.