Подмена понятий и смыслов как способ разделения Руси
На модерации
Отложенный
В прошлом году мы с ребятами-единомышленниками проводили в Сумах акцию «Георгиевская ленточка». В комплекте с ленточками раздавали самостоятельно отпечатанные брошюрки, рассказывающие о подвиге нашего славного воинства и некоторых политических аспектах современной интерпретации коллаборационизма. Там, в частности, осуждались попытки реабилитации так называемых «воинов» (воякив) ОУН-УПА. По ходу акции, уже ознакомившись с содержанием наших проспектов, к нам подошла пожилая семейная пара и упорно попыталась убедить нас в «неправоте». Горячо дыша нам в лица украинским патриотизмом, они доказывали, что «воины ОУН-УПА – герои, и боролись они с оккупантами как против гитлеровцев, так и против войск НКВД», то есть – ни дать ни взять – «подвижники за украинский народ». В общем, популяризаторы бандеровщины внедряли в наше сознание стандартный посыл: «Слава Україні – Героям слава!»
Не забыли они спросить и о том, кто мы такие и почему раздаем георгиевские ленточки и «агитируем» против «истинных героев Украины». Получив ответ, что мы – русские, пенсионеры-бандеровцы тут же принялись нас обзывать «ленинцами», «коммунистами» и т.п. Хотелось возразить: ведь русский – совсем не обязательно коммунист или сторонник монархии, как и каждый украинец – вовсе не «прыбичнык» Тягнибока и Ющенко…Но их реакция лишний раз подтвердила, что формирование образа русского как «врага украинства» является неотъемлемой частью пропагандистской кампании, давно проводимой украинскими националистами, и такая практика, в силу сложившихся стереотипов, становится достаточно распространенной в украинском обществе. При этом зачастую он связывается с образом советской власти, на которую навешиваются все «преступления тоталитарного режима», начиная с Октябрьской революции и Голодомора и кончая воспитательной психиатрией период «застоя».
Для украинских националистов все «сталинские сатрапы» – обязательно русские, да и сам Сталин заочно к ним причислен. Гражданская война, в частности, столкновения войск Центральной Рады с большевиками именуются не иначе, как «украинско-большевистской войной», при этом подразумевается, что «большевизм» не имеет никакого отношения к «светлому образу Украины». Среди жителей УНР, оказывается, вовсе не было коммунистов-большевиков! Все целиком и полностью поддерживали Центральную Раду и прочие «правительства» самозванцев. Следуя такой логике, все кто был настроен против ЦР и прочих попыток захватить власть, украинцами не являлись. Сознательно замалчивается участие тех, кого теперь принято называть украинцами, и в Добровольческой армии. Хотя разве не смешно применять термин «украинец» к людям, которые стояли на общерусских началах, были приверженцами имперских идей, монархизма, сражались за эти идеи и гибли? Да и в РККА этих самых «украинцев» было едва ли не большинство. Забылось и то, что Галицкая армия почти полным составом перешла на сторону белых, а затем и красных.
Как нельзя кстати вспоминаются слова «апостола правды и науки», как его называют украинствующие, Т.Г. Шевченко:
Кохайтеся, чорнобривi,
Та не з москалями,Бо москалi – чужi люде,
Роблять лихо з вами.
Шевченко писал на народном наречии, в котором слово «москаль» понималось, как «солдат» или вообще «военный». В наше время у украиствующих это слово стало синонимом слова «русский». Недалёкая молодежь, особенно в западных областях, начала носить футболки с изображением казака и надписью «Дякую тобі, Боже, що я не москаль!», дабы еще больше выпятить свой националистический нарциссизм. Громкий лозунг «комуняку на гіляку» здесь зачастую употребляют совместно с лозунгом «смерть москалям». Подмена понятий в действии.
Началось всё это со врёмен появления политического украинофильства. Дабы представить себя наследниками «древней традиции», самостийники не брезговали подобными манипуляциями. Ярким примером этой деятельности являлся М.С. Грушевский. Взять его «Иллюстрированную историю украинского народа». Начал он довольно-таки скромно, приделал к названию древней Руси Украину, получив, таким образом, фантастическую страну под названием «Украина-Русь». Оно и не удивительно, ведь термин «Украина» был малоизвестен и плохо приживался. И таким нехитрым образом попробовали его популяризировать, ведь название «Русь» было исконным, традиционным и всеми любимым.
«Затея становилась безнадежной, но здесь «отца украинской историографии» осенило гениальное по своей простоте решение: теперь, встречаясь с терминами «русский», «Русь», «Малороссия», он автоматически заменял их словами «украинец», «украинский» и «Украина» … В результате этой простейшей операции украинский профессор в течение нескольких лет состряпал «тысячелетнюю украинскую историю», обеспечив самостийникам те самые «исторические корни», без которых они выглядели не просто самозванцами, но и людьми немного не в себе. Сам Грушевский суть своего «открытия» выразил предельно кратко и доступно: путаница в терминах принудила «украинцев» в отношении южной России и ее русского населения «твердо и решительно принять название «Украины», «украинского», – пишет Сергей Родин в книге «Отрекаясь от русского имени».
Сами украинские националисты считают слова «малоросс» и «Малороссия» оскорбительными. Их, мол, придумали «великорусские шовинисты-империалисты». Но история наглядно показывает, что до татарского нашествия ни Великой, ни Малой, ни Белой Руси не существовало. Данные определения начали употребляться в XIV веке, но ни этнографической, ни национальной нагрузки не несли.
Возникли они в Константинополе, откуда управлялась Русская Церковь. Пока под натиском монголов единое Древнерусское государство не пало, вся его территория именовалась «Русь» или «Россиа» (греческий эквивалент слова «Русь»), назначавшиеся в Константинополе митрополиты именовались митрополитами «всея Руси» и имели резиденцию в Киеве. Когда же некоторые земли Руси оказалась под чужеземным господством, Киевские земли по греческой традиции начали именовать Малой Русью по аналогии с названиями: «Малая Греция» (место зарождения греческой цивилизации) и «Великая Греция» (земли, на которые греки расселились позднее). Таким образом, термин «Малая Русь» порождён был не русскими, а ромеями (которых также несправедливо называют «византийцами», как малороссов – «украинцами», и примерно с той же целью), порождён Церковью. И ни русские, ни Москва не могут быть обвиняемы в том, что «называли Украину Малой Русью» из побуждений унизить Киев.
С другой стороны, сегодня на территории Украинского государства появились новые течения, которые, «возвращая Украину к истокам», «ратуя за возвращение древней русской земле (ныне – Украине) «родовое имя» Русь, стали пропагандировать идею «отдельности» Киевской Руси (вообще Руси) от «московщины». Для апологетов этой идеи, подпитываемой из недр украинского националистического лагеря, и, судя по всему, при поддержке некоторых государственных спецорганов, главной задачей становится уже не отделение украинцев и Украины от России, а идеологический отрыв живущих на Украине русских и имени Руси от России. И таким образом, – усиление раскола Руси.
Но, по сути, эта подмена понятий и смыслов является продолжением одной и той же истории – выдуманной Грушевским и ему подобными и успешно реализуемой на протяжении уже второго столетия. Ее смысл и цель так «грамотно и логично» выразил Леонид Кучма в своем эпохальном труде «Украина не Россия».
Популяризации таких «патриотических мыслей» служит Интернет-сайт «Руська правда» некоего Андрея Важдры, объявляемого едва ли не новым «русским Моисеем» или «мессией» и по недомыслию ставшего популярным в последнее время у некоторой части обманутых русских и малороссов. Им невдомек, что теоретические выкладки Важдры имеют сугубо прикладное назначение: вбить еще один клин, сотворить еще один раскол в и без того разрозненном Русском движении. Исподволь, под покровом привлекательной для русских затеи «вернуть Украине родовое имя – Русь» создается еще один миф, который можно обозначить так: «Русь – не Россия».
Подразумевается, что в русском народе Украины, отделенном от основного материка России, нужно развивать сепаратистские настроения, воспитывать сознание некой «особости» и обособленности: «мы живем на земле истинной Руси» (в отличии от не-истинной, финно-угорско-татарской России), «мы – (читайте – те, кого «несправедливо называли украинцами») – истинные русские, потому что живем на Руси («не на Украине, но и не в России»). И так далее. Причем, все это излагается с не меньшим «руськым» патриотическим придыханием, чем то, которое продемонстрировали нам пенсионеры-бандеровцы, о чем я упоминал выше.
Если тщательно вчитываться в публикуемые на «Руськой правде» материалы, нельзя не обратить внимания, что речь идет и о материях более глубоких. Например, там можно найти намеки и на то, что и греко-католичество есть «явление не менее русское», достойное сегодня «пониманию и принятию как одного из выражений истинной русскости в Киевской Руси». Неспроста здесь публикуются выкладки, акцентирующие внимание, например, на таких фактах: униатский митрополит Ипатий Потей в 1600-1608 годах в своем титуле назывался митрополитом «всея Росии» или «всея России». Но при этом «забывают» указать, что этот Киевский митрополит был подвластен правителям Великого Княжества Литовского. А оно, ведя борьбу за обоснование наследственных прав на владение землями Юго-Западной Руси, оспаривало у Великих князей Московских право именоваться «Великими князьями Русскими».
Замысел исказителей смыслов и понятий прост: разве будет кто-то настолько глубоко вникать в суть излагаемого, а тем более – сверять все это с множеством первоисточников? Скорее всего – нет. Следовательно, любая уверенно произносимая ложь, особенно, если она будет приправлена частично правдивой информацией из нашей противоречивой истории, а частично – надуманными комментариями и сфальсифицированными «фактами», найдет отклик у современного человека, не обремененного познаниями истории собственной страны.
Мы нередко тратим много ресурсов на отстаивание того, что известно и что может защитить себя даже без особых усилий с нашей стороны. Например, трудно найти русскую организацию, которая не считала бы своим долгом «защищать и пропагандировать» доброе имя Пушкина. Но разве Пушкина хотят у нас отобрать? Разве Пушкина пытаются отобрать у России? Нет, а вот Русь отобрать у русских и у России стараются очень усиленно. При этом еще и русских разделить на «истинно русских», то есть тех, которые стали поневоле «украинцами», и на «москалей-коммунистов», которые «пришлые на этой земле».
Подмена понятий и смыслов стала эффективно используемым инструментом для разделения Руси и разрушения общерусского единства. И качественно противодействовать ему можно лишь созданием системы контрпропаганды с ориентированными на эту задачу средствами массовой информации – многотиражными газетами, Интернет-изданиями, радио- и телеканалами. И, разумеется, с оперативно и грамотно действующим активом общественных организаций.
Комментарии