Особенности белорусской борьбы с коррупцией
В сфере многолетнего противостояния Закона и коррупции ожидаются существенные подвижки.
В Беларуси впервые за последние годы более чем на треть сократилось число зарегистрированных преступлений коррупционной направленности. Если в 2010 году их выявили 3637, то в 2011-м - всего 2416. Следует заметить, что к такому снижению не имеют никакого отношения усилия наших правоохранительных органов, под ударами которых коррупционеры могли отступить или, например, затаиться. Не стало меньше и самих нечистых на руку чиновников. Даже наоборот - взяток стало больше почти на 40%. В 2010 году их было зафиксировано 684 случая, в 2011-м - уже 948. Тоже, кстати, заслуживающий внимания нюанс, требующий отдельного изучения, ибо не очень понятна природа такого роста: то ли борцы с коррупционерами стали лучше работать, то ли взяточников развелось столько, что их можно ловить, особо не напрягаясь.
Что же касается успехов на фронте борьбы с преступлениями коррупционной направленности, то ларчик просто открывается.
В 2011 году из перечня коррупционных преступлений исключили четыре состава преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. А именно: статьи 427 (служебный подлог), 433 (получение незаконного вознаграждения), 228 (контрабанда) и 290-1 (финансирование террористической деятельности). Вот, пожалуй, и первая особенность борьбы с коррупцией по-белорусски.
На сегодняшний день в коррупционном списке остались следующие статьи:
1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210);
2. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235);
3. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424);
4. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425);
5. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426);
6. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429);
7. Получение взятки (ст. 430);
8. Дача взятки (ст. 431);
9. Посредничество во взяточничестве (ст. 432);
10. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455).
Однако и этот перечень с «коррупционной десяткой» может быть подвергнут обрезанию. Об том журналистам недавно сообщил генеральный прокурор Беларуси Александр Конюк. Он заявил о необходимости дальнейшего сокращения перечня составов коррупционных преступлений, определенных законом о борьбе с коррупцией. Правда, при этом воздержался назвать составы, которые считает некоррупционными. Интересен мотив корректировки этого перечня: «Беларусь не заслуживает низкого места в мировых рейтингах коррупционности».
Вот вам и вторая белорусская особенность в борьбе с коррупцией: когда статистический подход не дает эффекта в достижении желаемого показателя, необходимо применить его еще раз.
По Сеньке и взятка
Возможно, путем сокращения перечня преступлений коррупционной направленности стране удастся подняться на пару пунктов, но вряд ли это можно будет считать успехом в борьбе с коррупцией. Особенно с учетом того, что коррупция выходит на качественно новый уровень соблазнов.
По данным Генпрокуратуры, средняя взятка в Беларуси составляет 200-300 долларов. Эта мелочевка характерна для системы образования, милиции, налоговой службы и медицины. В целом же сумма мзды зависит от места работы должностного лица. И здесь кое-какой VIP-рейтинг уже можно составить.
Самой большой из выявленных в Беларуси была взятка в 500 тысяч долларов. Именно такая сумма фигурировала в деле осужденных к 11 и 10 годам лишения свободы в 2008 году бывших генерального директора ОАО «Беллегпромпроект» Иокши и директора КУП «УКС администрации Ленинского района г.Минска» Чигрина. Согласно материалам уголовного дела, за полмиллиона долларов чиновники обещали российским инвесторам помощь в выигрыше тендера на застройку жилого комплекса в столице.
В деле бывшего генерала Азаренка, осужденного за коррупцию, говорится о сумме в 46 тысяч долларов с заявкой на получение взятки в размере 230 тысяч «зеленых». Деньги шли от российского взяткодателя опять же за помощь в выигрыше тендера.
В деле «брать и побольше» бывшего генерала уже в 2012 году решило переплюнуть милицейское трио из провинциальных Климовичей. По официальной версии, старший оперуполномоченный Климовичского РОВД, старший следователь Климовичского районного отдела Управления Следственного комитета по Могилевской области и начальник Климовичского РОВД создали преступную группу и путем шантажа и угроз вымогали у предпринимателя 500 тысяч долларов. К моменту задержания они успели получить 8 миллионов российских рублей, что соответствует 265 тысячам долларов.
Что особо настораживает в этих коррупционных историях, так это общий «российский след» взяткодателей, которые, мягко говоря, не скупятся на решение своих проблем в Беларуси. И это - еще одна особенность борьбы с коррупцией по-белорусски.
А общий вывод - не в пользу борцов. Получается, что чем больше власти противостоят этому явлению, тем больше чиновников на взятках попадается. И на все больших суммах откатов.
Справка:
Одним из самых популярных на сегодняшний день международно-признанных методов оценки коррупционности экономики страны является ежегодно публикуемый индекс восприятия коррупции авторитетной организации Transparency International. Согласно этим данным, Беларусь находится в числе стран с высокой степенью коррупционности национальной экономики. В XXI веке место Беларуси в рейтинге неуклонно снижалось, достигнув минимального уровня в 2006 году - 151-е место из 183-х возможных. Но были и лучшие времена - в 2002-м Беларусь занимала 36-е место среди анализируемых стран. В 2010 году страна находилась на 127-м месте, в 2011-м опустилась на 143-е. Вместе с Беларусью это место делят Азербайджан, Коморские острова, Мавритания, Нигерия, Россия, Восточный Тимор, Того и Уганда.
Комментарии
Просто личное интуитивное мнение: написано прозападным проплаченным жидом, ни для Беларуси, ни для России не полезно.
Личное желание.
Там написано: "возможно ... стране удастся подняться на пару пунктов".
Тварь жидовская, написавшая эту лживую псевдоаналитическую статью! Озаботься тем, чтобы не "опуститься". Кто ты, мразь, чтобы страны пунктами мерить, "опускать" их и "приподнимать"? От своего говна не лопни вместе с мамой и пол-папой.
Уважаю Беларусь и беларусов)
Согласен, что многогранный народ)
Но именно твоя грань кажется неприемлимой. Или допустимой, но очень ограниченно.
Для меня не так давно естественным было "Белоруссия", а стало "Беларусь". Типа, уважение к традициям.
Я тебе соврал. Живу в ЮАР и чернокожий.
Почему народ в РОссии богаче белорусов?
По каким признакам вы определили за что Лукашенко живёт, за родину или за кормушку?
1.
2.
3.
просьба без словесного поноса, если там можете.
5.
6.
Вы кричите что Лукашенко хороший и в то же время не можете мотивировать собственные слова?
Признайтесь за сколько вы продались моссаду?
Тихонечко.
"Спят усталые игрушки,
Мишки спят.
Одеяла и подушки
Ждут ребят".
7.
8.
9.
можно - трускаўка.
Интересует, изничтожаемый, Лукашенко белорусский язык?
Есть ещё:
"Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок
И укусит за бочок".
Когда повзрослеете, сообщите. Темы для подростковых разговоров уже готовы.
Мы можете сказать почему между многострадальным белорусским народам и кровавым диктатором Лукашенко Вы сделали свой выбор в пользу последнего?
За какие дела Лукашенко удостоился вашего уважения?
Я знаю, что ты не беларус)))
Я белорус.
Если список ещё более сократить?
Зачем?
Отменить вообще все пункты, кроме -- //8. Дача взятки (ст. 431);// -- и тогда всё вооще будет в ажуре.
:)