Герои прошлых славных дней

Ровно 226 лет назад был создан лейб-гвардии Гусарский полк Его Величества. Это было одно из самых блестящих и прославленных подразделений русской армии. Гусары уже давно стали частью нашей культуры и мифологии. Но кем они были на самом деле?

Полк был сформирован Григорием Потемкиным по указу императрицы Екатерины II в 1796 году. Почти сразу гусары начали участвовать в боевых действиях, а особенно прославились в Наполеоновских войнах.

Самое понятие «гусарство» прочно вошло в русский язык. Так говорят о людях, которые могут в любых обстоятельствах действовать бесстрашно и эффективно. И это не случайность и не литературный вымысел. Служба в легкой коннице требовала от солдат и офицеров именно таких качеств.

В отличие от кирасиров и всадников других видов тяжелой кавалерии, воевавших в битвах большими массами, у гусар были совершенно иные задачи. Они главным образом вели разведку, совершали рейды и набеги на тылы противника. Эти задачи были по плечу только самым смелым и находчивым кавалеристам с крайне высоким уровнем подготовки.

Служба в гусарах справедливо считалась более опасной, чем где-либо еще. Так, французский маршал и кавалерист Иоахим Мюрат любил повторять, что настоящий гусар никогда не доживает до 35 лет. Во многом поэтому у гусар и сложился свой особый кодекс поведения.

Так, среди них были крайне важны чувство товарищеской солидарности, презрение к опасности, прямодушие, отвага, а иногда и дерзость. Легендарными стали не только военные подвиги, но и веселые пирушки кавалеристов. Живым воплощением настоящего гусара был герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов.

Кавалерии уже давно нет в современных войсках, но лихость и бесстрашие гусар навсегда остались в русской армии и культуре как образец для подражания.

Гусарская форма со временем менялась, но незначительно. На протяжении веков она оставалась предметом гордости её обладателей. При виде ярких костюмов молодые дамы краснели, млели и теряли головы. Да и вообще у женщин мужчины-военные котировались явно выше, чем господа гражданские. Помните, как у Грибоедова, тоже, между прочим, бывшего гусара:

И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть,
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали!
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали.

Однако под венец гусары шли редко или вовсе не шли. У них случались по большей части мимолетные романы – не только по причине ветрености натур, а потому что жизнь их была кочевая. Отвоевался гусар в одном месте, передохнул неделю-другую, попил винца, закрутил роман, но боевая труба уже зовет на другую баталию. Воевали ведь в прежние времена часто. И погибали гусары нередко.

В известной песне Булата Окуджавы – не про гусар. Но их судьба была схожая с товарищами по оружию:

Кавалергарды, век недолог,
И потому так сладок он.
Поет труба, откинут полог,
И где-то слышен сабель звон.
Еще рокочет голос струнный,
Но командир уже в седле…
Не обещайте деве юной
Любови вечной на земле!