Амурский губернатор предложил отдать "мужскую" соцпомощь матерям

На модерации Отложенный

«Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать?» – губернатор Амурской области Олег Кожемяко предложил радикально изменить концепцию социальной помощи сначала в его регионе, а затем и по всей стране. Для этого он предложил отменить пособия по безработице для молодых, здоровых и бездетных мужчин. А из сэкономленных денег – увеличить «материнские» выплаты всех типов. «Парни предпочитают жить на 5 тысяч рублей от государства, чем искать работу. Я считаю, что это халява, которая ведет к социальному иждивенчеству! Мужчина в семье должен быть добытчиком, кормильцем», – объявил губернатор в письме к Путину и посетовал на отмену советской практики, когда «тунеядство» считалось уголовным преступлением.

По мнению амурского губернатора, федеральные власти не должны помогать деньгами мужчинам в возрасте от 18 до 42 лет, не имеющим детей. «Сегодня ведь количество нуждающихся в работе и количество мест для безработных – одинаково. Так давайте эти деньги отнесем матерям или выделим на развитие детства», – объявил Кожемяко на «круглом столе» в редакции «Комсомольской правды».

Кожемяко вспомнил, что в Советском Союзе, была весьма жесткая практика «борьбы с тунеядством». Были уголовные наказания за тунеядство, налог на бездетность. Примером праведной жизни губернатор представил себя в молодости, причем в стиле «рассказов о Ленине»: «Я сам раньше работал дворником. и президент работал сторожем, дворником. В наши годы это место по наследству передавалось, из курса в курс. Потому что это была возможность заработать свои 100 рублей – серьезные деньги. Да и покушать можно было – картошку начистил, и тебе повара ее ведро целое оставляли, еще и ребят накормишь. А сейчас? Спросил: сколько студентов работает в управляющих компаниях дворниками? Мне ответили: единицы. Это ж ни в какие рамки не входит!», – посетовал губернатор на «чрезмерно обеспеченую» жизнь студентов

«По моим данным, на поддержку безработных только нашего района ежегодно уходит порядка 14 миллионов рублей. Эти деньги можно было бы пустить на ту же господдержку сельского хозяйства, ведь здесь столько проблем и самое главное – возможностей! Не секрет, что нужно осваивать поля, причем силами наших людей. В противном случае на эти земли приходят китайские сельхозпроизводители. Нужно занимать свой народ делом, иначе мы многое теряем», – поддержал идею губернатора глава КФХ села Тамбовка Виктор Тафинцев (цитируется по публикации «Амурской правда»).

Напомним, 4 мая 1961 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». С 1960-х годов в советской пропаганде иностранный термин «паразитический образ жизни» стал вытесняться русским термином «тунеядство». Лица, не работавшие в течение четырех месяцев в году, подлежали уголовной ответственности, каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом на благо государства. В ускоренном строительстве коммунизма должны были участвовать все поголовно, а в отношении упорствующих решено было применять принудительный труд.

В 1970 году тунеядцев отметили в Уголовном кодексе: ст. 209 за систематическое занятие бродяжничеством и попрошайничеством предполагала до 2 лет лишения свободы или исправительные работы на срок от 6 месяцев до года.

В то же время ст. 209, ч. 1 обещала злостным уклонистам от труда (в бродяжничестве не замеченным) лишение свободы на срок до 1 года. В 1982 году наказание было ужесточено: если человек не работал больше четырех месяцев, ему грозило от 1 до 2 лет лишения свободы.

Статья 209 УК РСФСР могла применяться и к нежелательным элементам. Первыми жертвами законов о тунеядстве еще в начале шестидесятых годов 20 века были поэт Иосиф Бродский (суд не посчитал за труд работу переводчика по заказам издательств) и историк и публицист Андрей Амальрик, отбывавшие ссылку в Сибири по приговору суда.

Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей, – незамужних и бездетных женщин за тунеядство привлекали. Кампания борьбы с тунеядцами особого результата не дала, хотя уголовная статья просуществовала 30 лет, до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и легализовавшего безработицу.

Отметим, что амурский губернатор не стал пионером в деле «оптимизации» социальных выплат. Аналогичную идею предлагала прошлой осенью ульяновская вице-губернатор Светлана Опенышева. Причем, тезисы амурского чиновника почти дословно копируют идеи ульяновской «феминистки-оптимизаторши». Пособие в размере 4600 рублей, по ее мнению, стимулирует иждивенчество среди вполне здоровых, умных и трудоспособных людей, которые не желают трудиться за небольшую зарплату. Люди, по словам Ольги Опенышевой, «размышляют так: зачем идти за пять-шесть тысяч работать, я лучше на пособие дома посижу».

«Чтобы люди хотели работать, в Ульяновске надо повышать зарплаты, а не отменять пособия по безработице. Если в регионе действительно есть зарплаты в пять-шесть тысяч рублей, то я и сам бы не стал работать, а пособие получал», – таков общий тон комментариев экспертов и блогеров.

Идея о перераспределении соцпомощи чревата для ее авторов не только недовольством населения, но и «гневными окриками сверху». Например, когда широко обсуждались причины внезапной отставки прежде бессменного московского мэра Лужкова, среди многочисленных версий опалы обсуждалась и «социальная». Якобы, у Лужкова потребовали отменить все социальные льготы в Москве. В том числе повысить квартплату в 2,5-3 раза, отменить бесплатный проезд, «скидку москвича» в продовольственных магазинах и прочее, чтобы вызвать отставку мэра «естественным путем» из-за «народного возмущения». В результате была реализована несколько иная схема.

Впрочем, слухи о том, социальные выплаты, скидки и надбавки, которые продолжают называть «Лужковскими» , будут в скором времени отменены, продолжают курсировать. По версии «Аргументов Недели», социальные скидки и выплаты москвичам сохранятся в прежнем объеме до инаугурации свежеизбранного президента.

В Амурской области ситуация с тарифами и социальным обеспечением аналогичная. Как официально объявлено приамурским правительством, тарифы на электроэнергию, тепло, газ и воду «заморожены» до 1 июля 2012 года. После чего цены на услуги ЖКХ рискуют разом компенсировать и не случившееся январское повышение и взять очередной «летний» рубеж (традиционно тарифы повышаются 2 раза год – с 1 января и 1 июля). Вполне возможно, что громкие заявления о радикальных преобразованиях в системе социально помощи служат лишь для камуфлирования будущих непопулярных мер.