Круги истории, или идём ли мы к новому крепостному праву?
На модерации
Отложенный
«История повторяется. В первый раз, как трагедия, второй раз – как фарс». Наверное, это выражение слышали все. Оно лживо. Если история и ходит кругами, то повторяется она не как фарс, а как новая трагедия.
Все знают, что в течении почти 300 лет в России существовало крепостное право, делавшее крестьянское «быдло» рабами «избранной расы» дворян. Но мало кто интересовался подробностями.
Энгельман, написавший в XIX веке фундаментальный труд «История крепостного права в России», выразил общее недоумение исследователей того времени примерно следующими словами: «Самое удивительное это то, что такое важнейшее и фундаментальное явление, как крепостное право, на столетия определившее всю жизнь Российской Империи, фактически не имело под собой законодательной базы и до самого Манифеста 1861 года опиралось на противоречивые указы и инструкции, не сведённые в единую систему. Более того, в законодательных актах тщательно избегали даже употребления самого термина «крепостное право».
На деле крепостное право было введено постепенным ограничением прав одного из сословий, причём каждый раз такое ограничение предпринималось из «разумных» соображений в интересах государства».
Итак – откуда взялось крепостное право? Сначала придумали «Юрьев День». Причина более, чем разумна. Крестьянину разрешили переход только после окончания годового цикла сельскохозяйственных работ. Потом, по разным причинам (то война, то неурожай) на «Юрьев День» накладывали «временные» ограничения. Причина каждый раз была «разумна».
Затем последовал указ 1597 года – первый указ о «беглых». По указу беглых крестьян в пятилетний срок разрешалось возвращать на прежнее место проживания. Как отметил Энгельман, в связи с этим указом среди учёных XIX века возникла гипотеза, что сам акт о прикреплении крестьян к земле, то есть о «единоразовом» введении крепостного права «сверху», всё-таки существовал и был издан в 1592 году, но в дальнейшем был утерян.
Сам Энгельман считал, что эта гипотеза не имеет под собой основания и всего лишь отражает неверие его учёных-современников в возможность «юридически необоснованного» существования крепостного права. Он разумно аргументировал, что, даже в случае утраты гипотетического указа 1592 года, ссылки на этот указ неизбежно должны были появляться как в новых указах, так и в челобитных дворян и крестьян. Но таковых не существует.
Далее идёт по нарастающей. В XVII веке срок розыска «беглых» продлили сначала до 15 лет, а потом и вовсе ликвидировали «срок давности». Примечательно, что опять ни в одном законодательном акте ни слова не говорилось о безусловном «сплошном» закреплении крестьян на поместных, вотчинных, государственных либо церковных землях. Каждый раз говорилось лишь о «беглых». Параллельно произвели изменения «хозяйственного права», в результате которых «вольный» крестьянин, «подписавший ряд» на временное «сидение» в каком-нибудь месте, «автоматически» становился «должным» и рассчитаться с долгами «по-честному» уже не мог. Самовольный переход такого «должного» крестьянина рассматривался, как «побег».
Одновременно, постепенно, как всегда, по самым «разумным» основаниям, ограничили право крестьян заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью. То есть, даже предприимчивые крестьяне были лишены права «зарабатывать», а значит и рассчитаться с навязанными им «хозяйственным правом» долгами.
Далее, Пётр I в 1714 году придал жалованным за службу поместьям статус наследуемых вотчин. Существует распространенное мнение, что именно этим указом Пётр I «ввёл» крепостное право. Это ошибка. Просто, если до этого поместье вместе с «сидевшими» на его земле крестьянами, теоретически, могли передать другому дворянину, то теперь такая практика исчезла.
Любопытно, что сам Пётр I был категорически против торговли людьми и в 1719 году издал указ, где искренне возмущался, что дворяне торгуют соотечественниками «аки скотами». Плевали дворяне на возмущение Петра I. Несмотря на все нововведения XVII века, в первой половине XVIII века значительная часть населения Российской Империи оставалась «бесхозной».
«Непорядок» устранили. Сначала петровская «ревизия», то есть перепись. По ней крестьяне, находившиеся на момент ревизии на территории конкретного поместья, принадлежащего дворянину N, либо на конкретном участке казённых либо церковных земель, «записывались» за этим местом. При этом совершенно не принималось во внимание, «записанные» эти крестьяне или же вольные арендаторы сельскохозяйственных угодий. Обоснование – «упорядочение взимания податей и исполнения рекрутской повинности». При следующей ревизии во времена Анны Иоанновны подобная «запись» распространилась и на вольнонаёмных фабричных мастеровых. Опять же на аналогичных «разумных» основаниях.
В течение XVIII века крепостное право «явочным» порядком было распространено на обширные категории прежде вольного населения. Обоснование всегда одно – «упорядочение взимания податей и исполнения рекрутской повинности». Екатериной II и Павлом I были изданы законодательные акты, теоретически, ограничивавшие дальнейшее распространение крепостного права и произвол помещиков. Это указ Екатерины 1780 года, категорически запрещавший обращение в крепостное сословие людей, рождённых вольными, и связанный с ним её же указ, запрещавший закрепощать вольных людей, вступивших в брак с крепостными, и манифест Павла 1797 года, ограничивающий барщину тремя днями в неделю.
Кроме того, все до одного императоры много раз дублировали ещё петровский указ о запрещении продавать крепостных без земли.
В «реале» на все эти указы не только плевали дворяне, но и сама власть никогда, вплоть до 1861 года, даже не пыталась настаивать на их исполнении. Хотя никто их не отменял, и они были (теоретически) юридически дееспособными. Позднее, «наплевав и подтерев» на собственный указ 1780 года, сама Екатерина указом 1782 года (то есть после указа 1780 года) «упорядочила» взимание податей и исполнение рекрутской повинности в Малороссии. Опять же не говоря ни слова о «крепостном праве», по факту, введённом в Малороссии именно этим указом. А кое-кто до сих пор не может понять, откуда у украинского поэта Тараса Шевченко была такая ненависть к России. Ответ прост – отец Шевченко родился свободным человеком и утратил свободу по указу 1782 года.
Далее, в 1796 году, император Павел I «упорядочил» взимание податей и исполнение рекрутской повинности в Новороссии. Путём «записи» вольных крестьян на землях, на которых они находились на момент указа. Опять же не говоря ни слова о «крепостном праве», а исключительно заботясь об «упорядочении». Немногие знают, что в XVIII веке не только крестьяне, но и другие податные сословия находились в положении, не сильно отличавшимся от положения крепостных.
Примечательно дело, разбиравшееся в сенате в 1760-ых годах при Екатерине II. Суть вопроса – имеет ли право купец, записанный по ревизии за городом N, переехать и переписаться в город M? Решение сената – не имеет.
«Ну и что? – спросит гражданин Российской Федерации издания 2010 года. – Какое мне дело до всего этого?» А то, что кое-какие современные события до боли напоминают «дела давно минувших дней». В современной России полным ходом идёт процесс, лишающий граждан страны избирательных прав и возможности влиять на решения властных структур. Сначала отменили выборы губернаторов и голосование по одномандатным округам. Обоснование – в связи с «борьбой с терроризмом». «Разумно», не правда ли? Только до сих пор никто не может внятно объяснить, при чём здесь «терроризм».
Далее: Отмена графы «Против всех». Обоснование совершенно «разумно» – избиратель должен внятно определить свой выбор, а не искать отмазки на тему «мне не нравится этот глобус». Отмена порога явки. Тоже «разумно». «Не голосовать» – такое же право, как право «голосовать». Если человек не хочет голосовать, пусть не голосует.
Референдумы? Честно говоря, не знаю, разрешены ли сейчас референдумы. «Мухинцы» со своим «Законом об ответственности власти» упорно носятся с этой идеей. Боюсь, их разочаровать, но по правилам, введённым «ЭТИМИ», подобных референдумов не будет. Никогда.
Выборы президента? Похоже, к следующим выборам кандидата смогут выставлять только «карманные» «партии», поддерживающие «Единственно Верное Учение».
По факту, называя вещи своими именами, граждане России УЖЕ лишены возможности выбирать и быть избранными. Нас УЖЕ лишили возможности как выставлять на выборы всех уровней кандидатуры, не связанные с «Единственно Верным Учением», так и выбирать их. Нас лишили возможности срывать заранее фальсифицированные «выборы» путём массовой неявки и голосования «Против всех». Как 200 лет назад власть плевала на ею же изданные законы, ограничивающие крепостное право, так и современная власть плюёт на ею же провозглашённые правила игры, без всякого смущения признавая своё жульничество на выборах и оставляя подтасованные результаты в силе. И что вам ещё не понятно?
Весь опыт истории показывает – власть не удовлетворится всего лишь лишением населения России избирательных прав. Вслед за Путиным и Медведевым придут другие люди, мыслящие «по-государственному», и процесс пойдёт дальше.
В современной России полным ходом идёт формирование сословного общества в его худшем варианте с ярко выраженным «отрицательным» естественным отбором участников «общества избранных» и наследуемым детьми-ублюдками социальным статусом и имущественным положением родителей-подонков. Так же, как когда-то «постепенно» крестьян превратили в «быдло», сейчас превращают в «быдло» ВАС.
И новый Энгельман в году так 2278 будет писать: «Подходя к делу формально, мы не сможем найти ни одного законодательного акта, открыто провозглашающего о лишении граждан Российской Федерации рубежа тысячелетий избирательного права. Тем не менее, путём постепенного ограничения избирательного права по «разумным» причинам, к 2030 году от возможности реального волеизъявления были отсечены 99 процентов населения. В результате 1 процент населения, составивший впоследствии «новое дворянство», фактически начал возрождение крепостного права. Естественно, с применением всех положенных по закону «демократических» процедур. Законодательным актом, положенным в основу «нового крепостного права», считают закон 2032 года о запрещении увольняться с работы без согласия работодателя».
ПОКА ЕЩЁ гражданин России, ТВОЯ внучка в 2050 году будет рабыней «нового дворянина». Этот недочеловек будет раскладывать её на кровати, а ТЫ будешь размазывать по роже слёзы и сопли, боясь сказать слово против.
Ты БЫДЛО, или ты, всё-таки, ЧЕЛОВЕК? Вопрос к ТЕБЕ! Это ТВОЁ будущее? ПОКА ещё всё можно изменить! Будущее зависит от ТЕБЯ! Стань ЧЕЛОВЕКОМ!
Комментарии
Очень правильное замечание , но относится оно только к тем народам , которые привыкли к своей лживой истории и , соответственно , не делают из неё никаких выводов
Да и в мечети лучше ,чем в Лошадках хроменьких.
Только думаю, что к тому времени россияне благоразумно перестанут рожать рабов. И территории , богатые, или бедные, будут завоеваны, государство уже будет совсем другим, но так же будет ограничивать своих рабов.
"В современной России полным ходом идёт формирование сословного общества в его худшем варианте с ярко выраженным «отрицательным» естественным отбором участников «общества избранных» и наследуемым детьми-ублюдками социальным статусом и имущественным положением родителей-подонков."
Но это лишь констатация факта. ЧТО ДЕЛАТЬ? Впорчем, этот вопрос уже задавал Чернышевский...
Первое: нельзя основывать свое выводы по одному источникую. Кроме Энгельмана есть и другие специалисты по генезису крепостного права в России.
Второе: нельзя использовать только аргументы "За".Для пользы дела надо брать и противоположное мнение.
Третье:историки до сих ищут и не могут найти пресловутый указ Бориса Годунова о "Юрьевом Дне".
Четвертое:многие указы о "урочных годах"(т.е.о сроках розыска беглых) относятся к времени после Смуты, невероятного хозяйственного упадка и разорения, бегали так резво, что шансов найти не было никаких.
Пятое: настоящее закрепощение относится к 18 веку.Петр ввел ревизии для упорядочения налогообложения.Он всю жизнь безуспешно боролся с дезертирством из Армии, которые исчислялись десятками тысяч. .Самые наикрутейшие меры ничего не давали и Петр перешел к амнистиям.Самое серьезное закрепощение последовало за реформами Петра III и Екатерины, которые хотели создать первое свободное сословие-дворянство.