Огромные инвестиции обрушат ОПК и армию

На модерации Отложенный

     Значительные инвестиции в оборонку, способны нанести оборонно-промышленному комплексу России значительный урон. Вооруженные силы в итоге могут недосчитаться десятков единиц образцов новейшей техники и вооружения. К такому выводу пришли участники заседания «круглого стола», проведенного недавно в Общественной палате.

      Напомним, что в ноябре текущего года премьер-министр Владимир Путин пообещал увеличить вложения бюджетных средств в ОПК России в размере 440 миллиардов рублей в течение ближайших трех лет. Там же, на совещании по вопросам обновления отрасли, он заявил, что программа вооружений Российской армии на 2011-2020 годы и планы по совершенствованию ОПК страны  неразрывно связаны между собой. Это чревато тем, что если в каком-либо звене произойдет непредвиденный сбой, то и всей цепи не удастся выполнить поставленные задачи. И эти опасения, похоже, были не напрасны.

      Такая постановка вопроса, казалось бы, должна была заставить Министерство обороны более внимательно подходить к вопросам взаимодействия с ОПК в сфере оборонзаказа. На деле же происходит обратное. Взяв курс на экономию средств, при закупке вооружения Минобороны в погоне за отчетными цифрами забывают о целесообразности такой политики. Отрапортовать, что при размещении оборонзаказа сэкономлено сколь-то миллиардов – не самое главное. Гораздо важнее наладить долговременное и перспективное сотрудничество между Минобороны и ОПК. Сейчас же получается наоборот.

    Такое поведение представителей военного ведомства неизбежно приведет в ближайшие годы к банкротству оборонных предприятий, к такому выводу пришли участники «круглого стола». Договоренности, которые были ранее достигнуты между производителями и военными в отношении гособоронзаказа на 2011 год, оказались несостоятельными в новых условиях. Основным камнем преткновения по-прежнему является разное понимание Министерством обороны и промышленниками понятия «рентабельности производства». Это становится чрезвычайно важным, когда стоимость заказа главным образом зависти от этого показателя.

     В своих расчетах Минобороны применяет, так называемую, формулу «201», когда рентабельность по выполняемым работам самого предприятия не может быть выше 20%, а по работам смежников —1 процента. «Минобороны получило согласие на применение данной формулы со стороны президента и председателя правительства», — сообщил Олег Бочкарев, член Военно-промышленной комиссии при правительстве. И это было бы нормальным, если бы взгляды на издержки у военных и представителей ОПК совпадали. Однако в реальности дело обстоит по-другому.

Минобороны не намерено включать в затраты предприятий средства, вложенные в авторское сопровождение собственных разработок, в спецоборудование при НИОКР, затраты на страхование даже для испытаний опытных образцов вооружений, а так же ряд других инвестиций. Доходит до смешного. По мнению представителей Минобороны, ставки по банковским кредитам не должны превышать ставки рефинансирования ЦБ. Вот только где получить такие кредиты, они не поясняют.

   В итоге уровень рентабельности оборонных предприятий уходит в минус. Так, «Объединенная авиастроительная корпорация» по факту вышла в этом году на 4,7% рентабельности, а для нормального развития предприятия «он должен быть не ниже 15%», сообщил глава компании Михаил Погосян. «При этом собственно сам оборонзаказ исполняется с нулевой рентабельностью,» - подчеркнул он. Проанализировав ситуацию по оборонзаказу в 2008–2010 годах департамент развития ОПК Минпромторга, пришел к неутешительным выводам: общее снижение рентабельности предприятий ОПК составило 20–30%. Об этом сказал глава ведомства Сергей Довгучиц. «Заниматься модернизацией предприятий в этих условиях дураков нет», — подытожил отчет департамента Олег Бочкарев.

    Предлагаемая программа многомиллиардного перевооружения армии до 2020 года значительно повышает риски предприятий ОПК, связанные с развитием предприятий. Увеличение доли гособоронзаказа в портфеле промышленников может привести к коллапсу в производстве в связи с недополучением прибыли. Опасность проблемы может иметь чрезвычайно стремительную тенденцию к развитию, полагает Погосян. «Если гособоронзаказ составит 40% — готовься к предбанкротному состоянию», — поддержал его представитель Раменского приборостроительного КБ Гиви Джанджгава. «Это тренд в сторону национализации», — предположил замгендиректора корпорации «Оборонпром» Василий Лапотько. И такие настроения бытуют сейчас, когда доля оборонзаказа в общей прибыли предприятий составляет чуть более 17%.

    Ситуация для предприятий ОПК осложняется еще и тем фактором, что доля зарубежных контрактов заметно сократилась в последнее время, и потери от выполнения гособоронзаказа перекрывать теперь практически нечем. «Китай мы уже потеряли, Индия так же уходит. Ближний Восток в свете последних событий точно нашим уже не будет, — сообщил Джанджгава. — Остается только госзаказ. И это очень сильно тревожит». Однако, по его мнению, сейчас не время «обижаться и плакаться», необходимо искать выход из ситуации. Нужно постараться создать своеобразный межсистемный профсоюз, который сможет найти компромисс интересов для всех сторон.