Шедевры Джотто выставили в Третьяковской галерее

Кажется, эти святые вот-вот заговорят друг с другом. Тщательно прорисовывая детали, мастерски работая со светом, создавая на холсте почти скульптурный объем фигур, Джотто умел изображать персонажей священной истории так похожими на живых людей. Благодаря этому его невозможно не узнать. Точнее – сложно с кем-то перепутать. В Третьяковскую галерею привезли два шедевра художника, которых никогда раньше в России не видели.

"Идея состояла также в том, чтобы были представлены те имена, которые могут показать истоки нашей общей византийской культуры и ее дальнейшее развитие, своеобразное в каждой стране. Поэтому имя Джотто возникло естественным образом", - пояснила директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Восемь веков перед этими ликами молились миллионы верующих, атеисты восхищались как шедеврами живописного искусства. Для того, чтобы "Мадонна с младенцем" и двусторонний алтарный комплекс, состоящий из десяти образов, на одном пьедестале чувствовали себя как дома, в Третьяковской галерее придумали специальное дизайнерское решение - арки, напоминающие своды итальянских церквей.

"На этом полиптихе изображены те святые, которые особенно почитаются во Флоренции: Мария Египетская, Мария Магдалина, Иоанн Предтеча и некоторые другие.

Полиптих разделял престол и ту часть, где находятся верующие. Ту часть, которая сейчас позади меня, видел только священник, а противоположную – все верующие", - рассказывает Альберто Мелони, генеральный секретарь Центра религиозных исследований имени Папы Иоанна XXIII.

Сама "Мадонна" Джотто тоже повидала многое. В 1993 году, когда в галерее Уффици прогремел взрыв (кто его устроил, кстати, неизвестно до сих пор), икона чудом уцелела, хотя и была повреждена осколками. Во время реставрации окончательно подтвердилось авторство Джотто, которое ранее вызывало споры ученых.

Ни с "Мадонной", ни с двусторонним алтарным комплексом кисти Джотто в Италии расставаться не хотели. Выставка в Москве оказалось возможной лишь, когда Третьяковская галерея согласилась отправить во Флоренцию произведения не менее прославленных русских иконописцев – Андрея Рублева и Дионисия. Их шедевры итальянцы выставят не в музее, а в Баптистерии Сан-Джованни, где когда-то крестили Данте Алигьери.