"Господа, возьмите себя в руки"

На модерации Отложенный

События последних недель стали для нашей страны в каком-то смысле определяющими, можно сказать, принципиальными для будущего развития. Активное бурление в Интернете по поводу результатов выборов вылилось в акции протеста, на площади крупных городов стали выходить люди. На днях на нашем телевидении состоялась традиционная прямая линия с премьер-министром России. О том, что важного для нашего настоящего и будущего стоит подчерпнуть из всего этого, и где нужно искать позитив, – в моем посте.

Меня нельзя уличить в большой любви к действующей власти. Однако слепое оппозиционирование сегодня раздражает не меньше (если не больше), чем ликующие сектанты-«нашисты», которые никак не вспомнят «третий подвиг «Единой России». Идеологическое противодействие превратилось в тренд, и мало кто действительно задумывается над первопричинами своей политической позиции. Подмена понятий и поиск ошибок стали неконтролируемым рефлексом.

Положительные качества и достоинства игнорируются либо намеренно, либо потому что все внимание переключено на вычленение недостатков. Примерно это и произошло вчера, во время прямой линии, когда Владимир Путин, вроде бы, сказал много чего, но услышали только самое плохое.

Действительно удивляет особенность человеческой психики воспринимать из общей картины только то, что хочется, но не то, что стоило бы. Четыре с половиной часа без перерыва Путин отвечал на самые разные вопросы. Но если верить социальным сетям, говорил он только о белых контрацептивах, купленных студентах и баранах, которые «вперед!»

Безусловно, все то, что происходит после 4 декабря, стоит на повестке уходящего года. Глупо спрашивать Путина про его собаку, когда за окном – 50 тысяч митингующих. Однако не будем забывать, что Россия – страна огромная, которая не только Москвой не ограничивается, но даже теми городами, население которых тоже участвовало митинге 10 декабря и, безусловно, выйдет на улицы на следующей неделе – 24 декабря.

То есть, логично, что за четыре с половиной часа премьер осветил самые разные проблемы, а не только народные волнения. Но большинство из сказанного осталось не услышанным. Не потому что не услышали в принципе, а потому что просто не захотели.

Не захотели слушать про готовность перейти к новой схеме губернаторских выборов, когда решать будет уже население, а не депутаты: «Чтобы все партии предлагали президенту своих кандидатов на должность губернатора - руководителя региона. Вот эти предложения проходят через президентский фильтр, и он вносит эти кандидатуры уже на прямое тайное голосование всего населения».

Не захотели слушать о новой системе оценки деятельности губернаторского корпуса: «Это критерии, связанные с экономикой и социальной сферой, прежде всего. Там длинный список различных показателей. Мы долго работали над выработкой этого перечня, перечня этих критериев, и он достаточно взвешенный. Прежде всего там речь идет о социально-экономических показателях региона».

ОДНОБОКАЯ ПОЗИЦИЯ ОППОЗИЦИИ

Все предпочли зациклиться на «баранах», хотя премьер о собравшихся на Болотной высказался намного более комплементарно: «Там были разные люди, и я радовался тому, что увидел свежие, интеллигентные, здоровые, энергичные лица людей, которые активно высказывают свою позицию».

Баранов, заметьте, никаких; это была уже другая история, и речь шла вовсе не про собравшихся на Болотной. Напомню, как это было: «Когда некоторые лидеры оппозиции, которые призвали людей на площадь, что они кричали: "Бараны, вперед!" Это что такое? Разве можно с людьми обращаться, как со скотом? Люди недовольны властью – а они что, хотят вот такой власти?»

Да, передернул, было дело, – никто из оппозиции баранами никого не называл. Передернул, скорее всего, потому что либо невнимательно посмотрел тот самый ролик с Навальным, либо вообще его не смотрел, ограничившись «испорченным телефоном» своих подчиненных. Но не этим ли – передергиванием – сейчас занимаются интернет-активисты, рисуя демотиваторы с парнокопытными в белых ленточках? Если уж попрекаете чем-то человека, будьте добры избежать аналогичных методов. Иначе дискредитируете сами себя.

Я не стараюсь защищать Путина, который, если уж на то пошло, в моей защите не нуждается. Просто мне лично претит однобокость позиции, которой придерживается сегодня большинство противников действующей власти. Нельзя оценивать ту или иную ситуацию с одного угла обзора. Это, кстати, важное правило журналистики, которым поступились главред «Коммерсантъ-Власть» Максим Ковальский и гендиректор «Коммерсантъ-ходинг» Андрей Галиев. Я говорю о том самом 49 номере, где в статье «Яблочный пуй» опубликовали испорченный бюллетень с нецензурным посланием в адрес премьера. Дело даже не в обсценной лексике, а в том, что издание, позиционирующее себя как свободную прессу, превратили в инструмент для самовыражения, в данном случае, Ковальского. Это уже ничем не лучше пресловутой «высурковской» пропаганды.

На тему бюллетеня Путин, кстати, тоже высказался довольно иронично, но ему предпочли не поверить. Потому что проще свалить вину за увольнение Ковальского и Галиева на тиранствующего премьера. А вот тот же Леонид Бершидский, например, поверил. И написал об этом на своем Facebook: «Лично он никогда не стал бы звонить Усманову с требованием уволить редактора. При всей своей шпиономании, при всей своей совковой картине мира и вере в вашингтонский обком, который тут управляет оппозицией, Путин умный человек и не дуболом. Это не Путин нагибает владельцев СМИ, не Путин внедряет в башки редакторов и медиафункционеров страх и самоцензуру. Можно печатать такие фотографии – и ничего не будет! Можно писать против Путина – и ничего не будет! Бабайка в вас самих, господа цензоры-любители и самоцензоры. Нет, Путин не готов играть честно; но он не готов и унижаться до борьбы с фотографическим хуем, господа. Возьмите себя в руки».

Воин трейлер