На вершину гор Афганистана поднят флаг

На модерации Отложенный

Гора Ношак (Noshaq) расположена в Афганистане на горной системе Гиндукуш вдоль границы с Пакистаном. Высота восточной вершины Ношака (всего их три: помимо восточной, еще есть центральная и западная) составляет 7492 метра - это самая высокая гора в стране и вторая на горной системе Гиндукуш после горы Тиричмир (7700 метров).

Первое удачное восхождение на вершину было совершено в 1960 году японской экспедицией (Сакаи Тошиаки и Горо Иватсубо). В 1973 году польская экспедиция Тадеуша Пиотровского и Анджея Завады покорила Ношак зимой, что стало первым зимним восхождением на гору свыше 7000 метров. 19 июля 2009 году на Ношак впервые поднялась афганская экспедиция. Теперь среди его покорителей есть и россияне. 28 августа 2011 года команда ветеранов Одинцовского районного отделения Московского областного отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА» достигла вершины Ношака.

В сентябре из высокогорной экспедиции «Восточный Гиндукуш» вернулась команда ветеранов Одинцовского районного отделения Московского областного отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА». Семь спортсменов, возглавляемых ветераном боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе Ренатом Шафиковым, первыми из россиян покорили и водрузили флаги Победы и Всероссийской организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО» на вершине Ношака, самой высокой точке Афганистана. В состав экспедиции вошли Дмитрий Чижик, Денис Апраксин, Валерий Леонтьев, Юрий Бахмуров, Андрей Громов, Константин Королев. Перед отъездом мы попросили Валерия Леонтьева записывать все значимые события и впечатления в дневник. На днях он принес его в редакцию вместе с фотографиями. Записи Валерия легли в основу материала о смелой семерке альпинистов.

Можно считать, что путь на Ношак начался еще в 1992 году, когда Ренат Шафиков, стоя у его подножия и любуясь местными красотами, дал слово обязательно вернуться и взглянуть на окружающий мир с афганской вершины номер один. В прошлом году Ренат Ренатович был совсем близок к осуществлению мечты. В августе он вместе с Константином Королевым побывал на Памире и Гиндукуше. Но до Ношака (он же Ноушак, Наушак, Нау Шах, или совсем по-русски Новый Король) двойка так и не добралась. Не позволили финансы, да и снаряжение явно не дотягивало до уровня восхождения. Но зато провели разведку, выяснили обстановку, наладили дружеские связи с местным населением. По-настоящему альпинистских маршрутов к этой вершине мало. Не разгуляться. Но вот сложностей в избытке - ледники, лавины, камнепады, ветра и самая главная местная специфичность - раскинувшиеся минные поля в Ваханском коридоре, оставшиеся в наследство от прошлых войн и засеянные уже в наши дни. Каждое из этих обстоятельств грозит в любой момент стать непреодолимым препятствием. Поэтому желающих рискнуть и покорить Ношак не так уж много. Тридцать лет назад Федерация альпинизма Советского Союза серьезно готовилась к штурму этой горы, но помешали начавшиеся там боевые действия. Планы так и могли остаться законсервированными, если бы в 2010 году не подобралась команда смельчаков, отважившихся на такой шаг.

Знакомство произошло буквально в считанные дни. Однажды Шафиков встретил сослуживца по 45-му отдельному гвардейскому полку специального назначения ВДВ России (о вручении Президентом РФ Д. Медведевым ордена Кутузова этой легендарной части наш журнал писал в апреле) Дмитрия Таурова, человека известного в альпинистских кругах. Ренат поделился со старым знакомым своими планами и спросил, есть ли у того на примете те, кто мог бы войти в команду для похода на Ношак. Через несколько дней Шафиков уже жал руки Дмитрию Чижику, Константину Королеву, Валерию Леонтьеву. У всех новых знакомых за плечами не одна высокогорная экспедиция. Например, на счету Дмитрия Чижика взятие трех семитысячников во время одного из памирских марафонов, восхождение на вершину К-2, входящую в знаменитую горную систему Каракорум. Кстати, Дмитрий привел остальных участников экспедиции: Дениса Апраксина, Юрия Бахмурова, Андрея Громова, с которыми не раз ходил в одной связке. К экспедиции готовились обстоятельно. Самым трудным, конечно, было достать деньги. На многочисленные просьбы и запросы отозвались лишь Московское областное отделение «БОЕВОГО БРАТСТВА» и администрация Одинцовского района. Пришлось добавлять свои средства, экономить на всем, на чем можно. Даже все продукты взяли из дома, рассчитав рацион строго по дням. Снаряжением поделились спортклубы МАИ и Горного университета. Чтобы не терять время, акклиматизацию решили пройти в горных районах по пути в Афганистан. В июле Валерий Леонтьев вместе с зеленоградским альпклубом выехал в район Ала-Арча (Тянь-Шань) в Киргизии.

Из дневника. Те, кто ходил по Тянь-Шаню, хорошо знают об ущелье Ала-Арча, которое отличается рядом сложных пиков и вершин. Одни их названия говорят сами за себя и уже внушают уважение - пики Рацека, Теке-Тор, Корона-1, Корона-6, вершины Свободная Корея, Байчечекей. Вертикальные стены, а порой и с отрицательными углами наклона пришлось брать в непогоду, в пургу и грозу. Один раз альпинисты на высоте оказались внутри грозового облака. Стихия страшна, даже когда обрушивается с небес, а тут ты попадаешь прямо на кухню, где готовятся все эти «блюда»: молнии, дождь. Все вокруг наэлектризовано до такой степени, что искрит любая железка, которую несешь с собой. Потом шутили: после такой подзарядки лампочка в руках засветит.

Остальная команда набирала спортивную форму в Таджикистане, на Юго-Западном Памире, совершая восхождение на пик Маяковского (6096 метров). Здесь альпинисты обнаружили остов и несколько деталей истребителя МиГ-23 афганских ВВС. Остальное, как выяснилось, разобрали на хозяйственные нужды местные жители. Они и рассказали, что самолет разбился в 1986 году, пилот катапультировался. Следы войн и боевых действий участникам экспедиции с этого дня будут встречаться часто, особенно после перехода границы с Афганистаном. Ее они преодолели 10 августа по мосту через реку Пяндж. Вышли из таджикского поселка Ишкашим, а вошли в Ишкашим афганский.

Из дневника. Представитель консульства Афганистана в Хороге долго пугал нас рассказами о злобных моджахедах и ваххабитах на той стороне речки. Но увидев, что страшилки на нас не производят никакого впечатления, сдался и принял документы. Через несколько дней история повторилась, на этот раз уже во время выдачи виз. Никаких сомнений у нас не было, никакие предупреждения не могли нарушить наши планы. Дорога на Ношак была открыта. Но... Таджикский КПП наша группа преодолела быстро. На афганской земле к нам подошли пограничники в поношенной американской форме с калашниковыми наперевес и устроили тщательный обыск. В итоге долгого перетряхивания вещей был изъят «незаконный» бензин для примусов. Пришлось потом покупать его на рынке в Султан-Ишкашиме, куда мы направились сразу после прохождения границы. Афганистан встретил остовами родных БМП, словно забытые часовые выстроившимися вдоль дорог. И не только. Башню от боевой машины мы потом даже увидели над арыком в районе рынка. Рекламный трюк местных торговцев.

Среди команды был один человек, кто переходил границу с особым чувством, возвращаясь в далекий 1987 год. Тогда выпускник Ташкентского высшего общевойскового командного училища лейтенант Ренат Шафиков впервые ступил на афганскую землю. Местом службы новоиспеченного командира взвода стал Джелалабад. Целый год инструктор горной подготовки офицер Шафиков участвовал в боях с моджахедами в Центральном Гиндукуше. Доводилось подниматься вместе с сослуживцами до четырех тысяч метров, чтобы сбить врага с господствующих высот.

Как тогда он завидовал альпинистам, у которых нет ни автомата, ни гранат, ни магазинов с патронами. И движет ими любовь к горам, а не боевая задача. И вот мечта сбылась.

Из дневника. После перехода границы нас на двух машинах отвезли в миграционную службу афганского Ишкашима, где выдали пермит (разрешение для посещения закрытого района), наши данные внесли в полицейскую базу. Все формальности наконец были улажены. К вечеру мы уже добрались до Казидеха, где остановились на ночлег в местной гостинице. Здесь когда-то размещалась пограничная десантно-штурмовая мотоманевренная группа, которая наводила шорох по всей округе. Теперь здесь пост афганских пограничников. Утром нашу группу предупредили, чтобы были внимательнее: вероятнее всего, ущелья заминированы, проводится очередная операция по борьбе с распространением наркотиков. Если дорога жизнь, с тропы лучше не сходить. Поэтому, хоть дорожку и хорошо видно, но по ущелью пришлось идти, с осторожностью поглядывая под ноги. Впереди шел опытный Ренат Шафиков. Около часа остановились на обед у ручья. Насобирали смородины - заварили чай. И снова в дорогу. Шли быстро, отдыхали мало, стараясь пройти как можно больше. В половине восьмого нашли место и стали располагаться на ночлег. Ради экономии времени палатки не ставили. Погода теплая. Спали под открытым, расписанным звездами небом.

Распорядок дня в команде установился быстро. Раньше всех поднимался Андрей Громов, где-то полшестого утра, готовил завтрак, грел чай и будил всех. Благодаря его стараниям с первыми лучами солнца альпинисты, как правило, уже топали по ущелью. Он к тому же выполнял и обязанности врача команды. Причем, помимо выдачи витаминок, ему несколько раз пришлось применить медицинские знания на деле. Как ни старались участники защититься от солнца, все равно от ожогов никто не спася. Все дни, пока альпинисты шли к вершине, оно жарило немилосердно. Изредка лишь рельеф скрывал от его лучей, давая временную передышку. Да к тому же один спортсмен отморозил палец на ноге, другой повредил колено. Андрей вернул всех в строй. При этом он еще успевал делать и фотосъемку. Ночью он выставлял фотоаппарат на штатив и снимал, как движутся над горами звезды.

Из дневника. 23 августа прошли место, где останавливались предшествующие экспедиции. До нас здесь, судя по оставленному флагу и выложенным из камней имен, побывали иранские альпинисты. Свой базовый лагерь мы установили невдалеке на леднике, на высоте 5000 метров. Событие отметили, выпив какао, для крепости добавив в него сухое молоко. Обговорили время связи и условные сигналы в случае ЧП. Константин Королев и Ренат Шафиков соорудили по периметру лагеря невысокую каменную стенку, расчистили место под еще одну палатку, на экстренный случай.

В этот же день в базовый лагерь пришли два иностранных гостя. Парень шотландец и девушка полячка занимаются треккингом (слово «треккинг» обозначает пеший поход, по сути - это переход из одной точки, находящейся в горах, через ряд перевалов и ущелий в другую). Гости переночевали и рано утром пошли вниз. Отчаянные ребята, вдвоем, по горам, где можно встретить кого угодно...

24 августа. Добрались по леднику до высоты 6400, здесь устроили промежуточный лагерь и складировали часть вещей.

26 августа Дмитрий Чижик, Денис Апраксин и Юрий Бахмуров первыми вышли в направлении высоты 6900. Сразу натолкнулись на грозно возвышающийся каменный пояс. Размеры можно представить, если знать, что на его преодоление потребовалось четыре бухты веревки по пятьдесят метров и это только для того, чтобы подняться на него. За ним восхождение продолжалось по леднику. Вершина Ношака, казалось, была на расстоянии вытянутой руки. Оптический обман - чтобы дотронуться до нее, надо было преодолеть еще немало препятствий.

В семь утра 28 августа группа восхождения устремилась к вершине. Впереди шли Дмитрий Чижик, Денис Апраксин и Юрий Бахмуров. Альпенистам оставалось преодолеть около километра пути. Внизу это расстояние можно пройти без всяких усилий, но здесь, на семитысячной высоте, каждый метр - борьба. Ограниченность кислорода сковывает движения. А ведь надо еще силы, чтобы карабкаться по леднику. Чем ближе к вершине, тем сильнее ветер, в конце пути он наберет силу урагана. Во время подъема где-то рядом зловеще ухнула лавина. Но вот на вершину, опережая все запланированные сроки, поднимается Дмитрий Чижик, за ним Денис и Юра. Высота 7492 метра над уровнем моря. Достают и разворачивают флаги Победы и «БОЕВОГО БРАТСТВА». Ношак взят. От предыдущих экспедиций здесь остались иранский флаг и польский знак. Альпинисты засматриваются на поднявшуюся в небо соседнюю гору Тирич-Мир. Ее вершину скрывают облака. «Это будет наша следующая экспедиция», - говорит Дмитрий Чижик. Еще несколько минут - и начинается спуск. Он, кстати, у альпинистов считается намного труднее подъема. Сил уже мало. На одном из участков не было возможности закрутить ледовые буры, поэтому пришлось бежать по ледовому участку.

Из дневника. 29 августа провели ревизию продуктов, оставили часть из них для будущих покорителей Ношака и пошли вниз. Погода изменилась, небо нахмурилось, и к вечеру пошел дождь. На ночевку встали на берегу ручья. 31 августа вышли в Казидех. Пообщались со старейшиной, который нашел нам место для ночлега. Впервые за последнее время спали под крышей. 1 сентября, взглянув с пограничного моста через Пяндж на виднеющиеся вдали горы, покинули Афганистан. Но у каждого из нас осталась уверенность, что мы еще вернемся...

И вот уже позади все дороги, подъемы и спуски. Экспедиция вернулась домой. Горный загар еще выдает спортсменов среди обычных граждан. Смотрим в редакции фотографии. Каждая сразу становится поводом для яркого воспоминания.

«Знаете, ведь, помимо гор, больше всего вспоминаются встречи с людьми. Без них, их поддержки наше восхождение навряд ли удалось бы осуществить. Сколько сделал доброго для нашей экспедиции памирец полковник запаса Байрамбек Муродбек. Помогал в решении самых трудных вопросов», - говорит Ренат Шафиков. «В Ишкашиме мы познакомились с еще одним памирцем Беком и его родственниками. Видели бы вы, с каким радушием они нас приняли. А как душевно встретили нас, путников, промокших до нитки в горной реке, хозяева афганской пасеки. Покормили, выделили место под ночлег. Дали проводника. Но, к сожалению, встречаются в горах и нехорошие люди. В один из дней наш маршрут прошел совсем рядом с бандитами, скрывающимися в горах. Они стреляли в нашу группу, но расстояние было слишком большим. А не столкнулись мы с ними благодаря интуиции Рената. Но этот момент как-то сразу забылся. Особенно когда на обратном пути в Казидехе встретились с местным духовным лидером - Лянгаром. Познакомиться с нами пришли почти все обитатели близлежащих домов. Мы раздали детям остатки шоколада. Мужчины заходили поздороваться в дом. Женщины смотрели через открытое окно», - вспоминал Константин Королев.

Участники экспедиции уже сдали отчет в Федерацию альпинизма России и решили принять участие в чемпионате России по горному туризму. Их восхождение продолжается.

НАША СПРАВКА

Вершина Ношака стала самой высокой точкой Земли, на которой водружен флаг Всероссийской организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО». До этого, в 2009 году, экспедиция Люберецкого районного отделения Московского областного отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА» под руководством Сергея Долгова совершила восхождение на Эльбрус. Кстати, в 2008 году люберецкие ветераны добрались до Северного полюса, где также установили знамя «БОЕВОГО БРАТСТВА».