Киргизия: оппозиция была заинтересована в перевороте
На модерации
Отложенный
Долгожданные свидетельские показания Токтайым Уметалиевой на процессе по апрельским событиям.
В рамках «процесса века» сегодня выступила известная правозащитница Токтайым Уметалиева, которая является, пожалуй, единственным свидетелем событий 7 апреля от начала до конца.
Как оказалось, столь ценного очевидца апрельских беспорядков по непонятным причинам не допрашивали в ходе следствия, несмотря на ее постоянные заявления о желании поделиться информацией об увиденном. Так или иначе, по настоянию участвующих в судебном процессе сторон, Уметалиева добралась до заветной трибуны и в течение нескольких часов давала сенсационные свидетельские показания.
Как стало известно, Токтайым Жумаковна в ходе событий 7 апреля не только участвовала в митинге, но и предпринимала попытки руководить процессом.
Экс-претендент в президенты впервые озвучила точное количество снайперов, которые были замечены и подсчитаны во время трагических событий. А, именно, Токтайым Уметалиева и группа ее сопровождения насчитали 22 «головы» людей с оружием, которые располагались на крышах Белого дома, исторического музея, здания «Илбирса», Генпрокуратуры и жилого дома, расположенного напротив здания правительства. Эти факты, по утверждению Уметалиевой, никак не были изучены органами следствия и не отразились в материалах уголовного дела.
Кроме того, свидетель заявила суду, что располагает видеозаписью с места апрельских событий, продолжительность которой составляет около 200 часов. Кадры этой съемки ведутся с разных позиций.
В то же время госпожа Уметалиева признала, что по пути от здания «Форума» к площади Ала-Тоо количество митингующих возросло до 10 тыс человек, в связи с чем колонна людей стала неконтролируема. По заверению правозащитницы, она неоднократно, до последнего момента, принимала меры по предотвращению кровопролития и призывала граждан сдать оружие с боеприпасами, которые были отобраны у здания «Форума».
Вместе с тем, Токтайым Жумаковна однозначно указала на то, что в руках у митингующих все-таки было огнестрельное оружие, из которого открывался огонь по Белому дому.
Многочисленные пулевые отверстия на бывшем здании правительства, факт наличия которых однажды пытался опровергнуть Эмильбек Каптагаев, все же имеют место.
Токтайым Уметалиева также поведала о том, как с территории Белого дома дважды выезжали автомобили, что каждый раз сопровождалось усилением стрельбы. В первый раз из правительственного гаража выехала одна машина и удалилась в неизвестном направлении под прикрытием специально пущенных дымовых шашек. Во второй раз территорию Белого дома покинули уже три тонированных джипа, в одном из которых, предположительно, мог находиться экс-президент Курманбек Бакиев. В этот момент стрельба велась непосредственно из автомобилей, в результате чего погибло несколько митингующих.
Ко всему прочему, известная правозащитница упомянула двух снайперов, которых люди убили на ее глазах с криками «Аллах Акбар». Тело одного из них было выброшено с крыши здания «Илбирс» на ее глазах. Указанные снайперы, как отмечается, были светлокожими и одеты в неизвестную форменную одежду и черные безрукавки. Однако впоследствии все попытки установить личности этих снайперов не увенчались успехом, поскольку трупы бесследно исчезли. В данном случае, по убеждению Уметалиевой, речь может идти об иностранных наемниках.
Тот факт, что ценному свидетелю в течение долгого времени не давали возможность выступить с показаниями, сама Уметалиева связывает с тем, что властям просто не выгодно озвучивание некоторых фактов об апрельских событиях. Токтайым Жумаковна подчеркнула, что она изначально выступала за мирное проведение митинга, однако лидеры тогдашней оппозиции были заинтересованы в вооруженном государственном перевороте.
В конечном итоге председательствующий по «апрельскому» делу судья Дамир Онолбеков проявил заинтересованность в 200-часовых видеоматериалах Уметалиевой и попросил ее представить суду имеющуюся запись. Правозащитница, в свою очередь, добавила, что в архиве ОТРК имеется еще более объемные материалы, снятые в ходе событий 7 апреля, однако телевизионщики отказываются их обнародовать.
Комментарии