Казахстан: куда подевался союз серпа и молота?

Отечественному производителю сельхозмашин не так-то легко конкурировать  на рынке,  даже если его продукция и превосходит зарубежные аналоги по многим параметрам.

От лопаты до зерномета

За последние семь лет костанайские аграрии приобрели около десяти тысяч единиц новой высокопроизводительной техники на 84 миллиарда тенге. В этой сумме - и «Джон Диры», и «Енисеи», и «Беларусы». В некоторых случаях - казахстанской сборки.

Завод сельскохозяйственных машин, расположившийся в Киевском поселке, - одно из последних детищ Советского Союза. Огромная производственная база строилась как завод строительных механизмов и машин, но  на проектную мощность так и не вышла. Завод прошел процедуру банкротства, сменил пару хозяев, пока в 2000 году за управление производством не взялось ТОО «Техкон-сервис». Точнее будет сказать, что производства никакого не осталось. Это уже новые хозяева понемногу начали его создавать, искали свою нишу.

Оставшееся оборудование позволяло наладить выпуск изделий из металла, чем они  и воспользовались. Первая продукция - решетки, ворота, ведра, лопаты… Но уже тогда руководство поставило перед собой цель -  организовать производство более технологичного товара. Со временем здесь стали изготавливать  запчасти к сельхозмашинам, сеялкам и зернометам. А позже поняли, что могут сами наладить производство зерномета, и с успехом эту идею реализовали.

Так на рынке появился первый отечественный зерномет ЗМ-60, индекс «60» означает производительность агрегата - количество тонн в час. Машина получилась вполне конкурентоспособной, и самое главное - дешевле заграничных аналогов.

- Так что мы с уверенностью можем говорить, что  внесли свой вклад в уборку рекордного урожая этого года, - рассказывает собкору издания «КазахЗерно.kz» директор «Техкон-сервис» Игорь Бибин. - Вот только, когда чествовали хлеборобов, про нас забыли. Нет, нам не нужны были поздравления и подарки, мы бы просто хотели воспользоваться моментом и еще раз прорекламировать свой товар - на выставке, которая предваряла торжественный момент.

И ведь было, что предложить костанайскому производителю сельхозмашин аграрию. С некоторых пор тут освоили выпуск нового зерномета производительностью уже 90 тонн в час. И если по этому параметру заграничная техника еще  как-то может сравниться с костанайской, то в остальном нет. Дело в том, что украинские и российские зернометы не могут обеспечить загрузку высокогабаритного автотранспорта, каким, например, являются китайские грузовики-двадцатитонники. А ЗМ-90м отечественного производства, благодаря увеличенной высоте загрузки, с этой задачей справляется. Некоторые аграрии, к примеру, из  ТОО «Гранд», «Тобол-Агро»,  уже оценили данные  преимущества, и хорошо отзываются о технике костанайского производителя. Но…

Переквалифицироваться в дилеры?

- Посмотрите, с кем нам приходится конкурировать, - говорит Игорь Бибин. - Вокруг одни дилерские центры со штатом в три человека и многомиллионными оборотами. Если они в сезон продают 100 машин, то мы только десять. При том, что наши зернометы на 25-30% дешевле импортных, а казахстанского содержания в них - 80%. Соотношение «цена-качество» лучше не придумаешь. Вот и получается, что сегодня намного выгоднее заниматься маркетингом, продажами, чем производством. Но задумайтесь: кого кормят эти дилерские центры и кого - мы? Они фактически создают рабочие места за рубежом, питают экономику других государств, отправляя туда вырученные от продаж средства. А мы создаем рабочие места здесь… Так и хочется, чтобы страна, наконец, реально взяла на вооружение лозунг «Хватит завозить, давайте производить».

Нельзя сказать, что «Техкон-сервис» проводит недостаточную маркетинговую политику. Есть у компании и имиджевый ролик, и буклеты, и рекламные модули в СМИ. Вот только оборотных средств на всё не хватает, приходится выбирать: либо производство, либо реклама. Сегодня часть коллектива в вынужденном отпуске, на производстве работает  20 человек.

При том,  что завод может круглогодично обеспечивать работой 120 человек, производственные мощности и оборудование позволяет сделать это - не надо строить ни новых цехов, ни станки покупать.

- Главная проблема еще и в том, на мой взгляд, - признается заместитель по производству Александр Орлов, -  что сегодня нет того союза серпа и молота, что был при Союзе. Нет спайки промышленности и сельского хозяйства. Вот мы - промышленники, работаем для сельчан, есть у нас свое Управление предпринимательства и промышленности. А аграрии работают под эгидой Управления сельского хозяйства. Так почему бы этим двум управлениям не поработать в связке? Почему Управлению сельского хозяйства не предложить крестьянам приобретать технику, произведенную отечественной промышленностью? Складывается ощущение, что взаимодействия между властными структурами нет. Как и нет до нас никому дела, вспоминают о нас только тогда, когда, например, нужно украсить город к Новому году. И никто при этом не поинтересуется: чем помочь?

Дайте денег, станок есть

- По идее, сейчас, зимой, мы должны работать на склад, - говорит Игорь Бибин, - чтобы в сезон без задержек предоставить аграриям зерномет в кратчайшее время. А вместо этого мы  людей - в отпуск. Нет оборотных средств. А нужно-то всего миллионов десять. Где их взять? Можно пойти в банк и занять под 13-25% годовых, в зависимости от залога. Только не каждый производитель имеет такую рентабельность. Хотели получить кредит по госпрограмме, через фонд «Даму», но и тут проблема. Только 30% от займа можно использовать в качестве оборотных средств. Иначе будет нецелевое использование кредита. А мне нужны именно оборотные средства, мне не нужно покупать станки, чтобы запустить производство!

Я же не могу собрать один зерномет, продать его, на вырученные деньги собрать второй, продать его и так далее… Я же деньги прошу не на зарплату, не на уплату налогов, а на тот же металл, необходимый для производства техники, чтобы обеспечить плановую, размеренную работу предприятия.

Каких только структур нет в Казахстане с целью поддержки малого и среднего бизнеса. Всевозможные банки развития, фонды поддержки, экспорта, инвестиций… А одному конкретно взятому предприятию никто из них помочь не может. А кто ему поможет завтра, когда страна вступит в ВТО?  В этом плане интересно мнение   начальника отдела механизации Управления сельского хозяйства Костанайской области Тимура Бисимбаева.

- Сегодня нет надобности продвигать среди аграриев технику того или иного производителя, в том числе казахстанского, - сказал он. - Занятие это бессмысленное. Да, отечественная техника дешевле заграничной, взять тот же «Кировец» или «Есиль», собираемые у нас. Но у крестьян есть своя голова на плечах, свои деньги они считать умеют, а потому сами знают, у кого и что покупать. Голосуют, что называется, кошельком. Тем более что имеют возможность наблюдать технику в работе у коллег, на выставках.

Конечно, все можно свалить на рынок: мол, фермер не дурак и сам знает,  у кого и что ему покупать, но в данном случае ведь экономика становится частью политики. Просто задайтесь вопросом: почему стало возможным китайское чудо? До потому, что тамошнее правительство не стесняется лоббировать  интересы своих производителей. Неужели нашим чиновникам и аграриям  не важно, кому дать  заработать на хлеб: своему казахстанскому промышленнику или украинскому или российскому?

В «Техкон-сервис» признаются, что вряд ли смогли бы на 100% закрыть потребности области в зернометах. Но, имея уверенность в завтрашнем дне, они бы стремились к этому, под производство можно было бы приспособить еще два огромных помещения. А еще Игорь Бибин признается, что с нетерпением ждет выборов в Мажилис. Новый созыв, по его мнению, должен придать новый импульс развитию Программы Форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. До последнего времени действия этой программы предприятие Бибина не замечало.