"Мы убедились в благочестии и религиозности русского народа"

На модерации Отложенный

Православные священнослужители о поклонении верующих Поясу Пресвятой Богородицы.

Пребывание в России привезенного с Афона Пояса Богородицы из чисто внутрицерковного дела превратилось в значимое событие для всего общества и потому вызвало множество откликов, продиктованных самыми разнообразными эмоциями: от умиленного любования народным благочестием, уцелевшим во всех перипетиях последнего столетия, - до презрения и даже ненависти к темному суеверному народу и к Церкви, это суеверие раздувающей и использующей.

Те, в ком многокилометровые очереди к святыне вызвали не самые добрые чувства, мотивировали их, в частности, следующими причинами:
- Перекрытые улицы и оцепленные кварталы усложняли жизнь тем москвичам, которых православная святыня не интересовала;
- Подлинность самого Пояса, как и большинства реликвий раннехристианских времен, сомнительна, - следовательно, те, кто это скрывает от народа, суть корыстолюбивые обманщики;
- Большинство пришедших поклониться Поясу воспринимают его как магический артефакт, то есть движимы не христианскими, а чисто языческими побуждениями;
- Вообще столь массовый интерес к чудотворной святыне - свидетельство глубокого упадка научного мировоззрения и сродни истерии вокруг Чумака и Кашпировского;
- И организаторы поклонения, и паломники вели себя не по-христиански: между паломниками не обошлось без бурных ссор, а священнослужители проводили сильных мира сего к Поясу без очереди.

«Есть ли, на ваш взгляд, доля истины в этих обвинениях? Как бы вы на них ответили? Чем, на ваш взгляд, вызвано столь массовое стремление поклониться Поясу Богородицы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к православным священнослужителям.

Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского Патриархата, отметил, что к поясу Пресвятой Богородицы приходили люди абсолютно разные. «Всего в России к Поясу пришли несколько миллионов человек. Среди них и те, кто впервые пришел поклониться святыне, и те, кто ходит специально на поклонение привезенным святыням, и люди воцерковленные. Обобщения здесь не работают. Но невозможно не согласиться со словами патриарха Кирилла: «Это подвиг и чудо веры». Вера, хотя и в разной степени, была здесь проявлена», - сказал он.

«Мы живем во времена безжертвенные, когда в делах любви можно обойтись без каких либо усилий, без лишений и жертв. А здесь мы увидели, что люди хотят чем-то пожертвовать: здоровьем, временем. В Норильске люди стояли в 25-тиградусный мороз, где-то - под дождем, в холоде, испытывая голод и всякого рода неудобства. И эта настоящая жажда жертвы что-то говорит о наших людях, о нашем народе. Этим можно объяснить, почему люди не пошли в расположенный рядом храм, в котором находилась частица пояса», - считает отец Владимир.

«По признанию очень многих людей, стоявших в этой очереди, они шли к Поясу Пресвятой Богородицы, чтобы помолиться даже не за себя, а за других: за Россию, за народ, за близких и дальних родственников, больных и детей. Это было абсолютно бескорыстное стояние», - отметил протоиерей.

«Конечно, над этим легко иронизировать, объявлять магизмом и язычеством, но это было делом любви. И это стояние за других было неожиданностью, которая поразила и не нашла объяснения у многих комментаторов», - заключил он.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, убежден, что события минувшей недели суть убедительнейшее свидетельство того, что вера жива в душе нашего народа. «Мы увидели настоящую Россию. Не ту, у которой есть бойкие телеведущие или которую изображают блогеры-тысячники. Те, кто себя к этой настоящей России не причисляют, могли все-таки догадываться, что она есть. Ведь знают, какой отклик у народа был на фильм «Остров», ведь знают, что Великорецкий крестный ход без всякой рекламы собирает десятки тысяч людей, идущих по жаре и в комарах за иконой святителя Николая. Это есть, это живо в нашем народе», - сказал он.

«Конечно, сотни тысяч людей, пришедших к поясу Богородицы - это не сообщество святых. У каждого есть свои недостатки: кто-то не столь мирен, кто-то просил не столько о возвышенном, сколько о практическом. Но все же это было стремление души к святыне. Этого никому не оболгать, никому не затрепать словами о язычестве или магизме», - решительно заявил отец Максим.

«Надеюсь, что пережитое станет свидетельством для всех людей доброй воли, даже для тех наших соотечественников, которые не готовы в полной мере разделить этот порыв сотен тысяч в Москве и более трех миллионов человек по России; что это заставит задуматься поглубже о том, что такое православное христианство и о самых «последних» вещах нашей жизни», - заключил протоиерей.

Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, считает, что высмеивать благочестивый порыв миллионов могут только люди, чуждые русской культуре, нерусские по духу, у которых иные святыни, иные представления о благодати и благочестии. «Действительно иногда возникают столкновения цивилизаций. Православным, например, не всегда понятен смысл мусульманских праздников. Так же иудею или атеисту может быть непонятно, почему люди идут к поясу Девы Марии. Он по-своему пытается оценить значимость этого события. Но чтобы адекватно оценить это, нужно быть православным или, по крайней мере, уважительно относиться к религиозному мировоззрению и традиции», - сказал он.

«Для нас Дева Мария не просто святой человек. Она выше высших ангелов. Она единственная, кроме Бога Отца могла обратиться к Сыну Божию: «Ты - Сын Мой возлюбленный». В Ней неслиянно соединилось человеческое и божественное. По Своему человеческому естеству, которое Иисус Христос получил именно от Девы Марии, Он единосущен каждому человеку. Она - наше упование, источник особых взаимоотношений между Богом и человеком. Из Книги Деяний мы знаем, что люди исцелялись от платков и опоясаний апостола Павла. Тем более исходит благодать от опоясания Пресвятой Богородицы. Для нас это величайшая святыня. Этим и объясняется стремление такого количества людей хотя бы приблизиться к ней», - объяснил отец Олег.

«Проблемы не надо преувеличивать. Да, среди этих людей были и больные, и неадекватные по поведению, но в целом-то их стремление было правильным. Но если бы даже преступники, осознав свою греховность, пришли бы поклониться святыне, я был бы счастлив. Больных и психически нездоровых надо было, конечно, в первую очередь пропустить к святыне. Вот, например, многодетные семьи проходили по отдельной очереди. Это правильно. Так же должны идти и служивые», - считает он.

«Разве не безбожники лишили народ большинства святынь, которые были на Руси? Кто за это ответит? Понятно, какие чувства могут испытывать нынешние атеисты. И не им, конечно, ставить нам на вид желание вернуться к нашим истокам, к нашей религии», - заключил священнослужитель.

Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский считает, что массовое стремление людей поклониться Поясу Богородицы было настоящим всплеском народного благочестия. «По всем опросам подавляющее большинство населения нашей страны относит себя к православным, даже те, кто не воцерковлен и нечасто ходит в храм.

А возможность поклониться Поясу Богородицы для них реальный способ приобщиться к благодати», - говорит он.

«А все негативные отзывы и нападки исходят от тех, кто неожиданно для себя встретился с настоящим народом. Ведь многокилометровая очередь к Храму Христа Спасителя и желание людей попасть туда - настоящие проявления народной жизни. К тому же, отмечу, улицы были перекрыты не для какого-то человека с мигалкой, а для миллиона людей! По-моему, это было прекрасно, и хорошо, если такие святыни будут чаще появляться на русской земле», - заключил отец Максим.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, убежден, что во многих кругах, не только светских, но и околоцерковных, недооценивается религиозный потенциал нашего народа. «Разговоры о том, что у нас мало верующих, да и те в основном некультурны или необразованны - это старая песня коммунистических времен, и ее кое-кто продолжает наигрывать. События, связанные с Поясом Богородицы, разбивают эти слухи. Мы убедились в благочестии и религиозности русского народа», - говорит священник.

«Что касается критики, а то и брани в адрес этого события, то увещевать можно только тех, кого можно, а тех, кто недобросовестно и недобро относится к Русской Православной Церкви, лучше оставить без ответа, принижать себя до них необязательно. Таких немного - правда, они зачастую очень крикливы», - подытожил отец Александр.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, трижды дежурил в очереди к Поясу Богородицы и присутствовал там на молебне: «Глядя на лица пришедших, ты видел абсолютно здравых и терпеливых людей. Конечно, были и уставшие, поскольку многие не ожидали, что будет такой наплыв».

«Власти пытались сделать все, что могли: были и кухни полевые, и автобусы, чтобы погреться. Как мне в блоге написала одна прихожанка: «Благодать шла к людям навстречу». Да, чтобы получить благодать, всегда нужен какой-то подвиг и труд во имя веры», - говорит он.

«При всех возможных издержках - это свидетельство веры наших православных людей. Я рад, что приезд Пояса Богородицы так мобилизовал народ. Если и были какие-то неприятные моменты, они совершенно меркнут на общем фоне», - заключил отец Андрей.

Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге, напомнил, что Пояс Богородицы - самая великая святыня из всех, которые были на Руси: «Массовое поклонение в этом смысле вполне закономерно».

«К тому же Пояс Богородицы - это реликвия, которая ассоциируется с помощью Девы Марии к женским болезням и скорбям, поэтому пришло множество женщин. Еще одна причина столь массового паломничества - общее ощущение нестабильности и опасности, которое сейчас испытывает народ: многие чувствуют, что Россия приходит к какому-то опасному рубежу в своей истории. Многие ощущают эту внутреннюю тревогу и обращаются к Богородице за защитой в самом широком смысле этого слова. Все это вместе сплелось и сдетонировало, вызвав такой мощный всплеск религиозности», - приводит доводы отец Артемий.

«С другой стороны, критики отчасти правы: здесь есть некий рудимент язычества. Такой нехристианский оттенок неизбежно появляется, когда поклонение приобретает массовый характер и «возникает эффект толпы». Но эта святыня всколыхнула страну. И то, что критика существует - это нормально: в конце концов, любое серьезное явление неоднозначно», - говорит священнослужитель.

«Из этого события стоит извлечь некоторые уроки. Государственная власть и сама Церковь отчасти не были готовы к такому мощному проявлению почитания святыни. Мы не рассчитывали, что придет так много людей. Это значит, мы недостаточно знаем собственный народ, его душу и потребности. Все это надо учесть, чтобы в следующий раз облегчить людям общение с Богоматерью через эту святыню или же другую», - заключил протоиерей.

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) полагает, что выступления недоброжелателей всегда мотивированы прагматизмом и невежеством: «Такие люди всегда рассматривают жизнь человека только с точки зрения получения удовольствий».

«Остальные же осознают и принимают приезд Пояса Богородицы как значительное событие нашей православной жизни, поэтому мы видим такое народное одушевление. Мы увидели, что Церковь и есть народ, что она - это как раз те, кто не испугался морозца и кого сердце призвало прийти поклониться Поясу», - говорит он.

«Эта православная святыня такого свойства, что доказывать свою подлинность ей нет никакого смысла. Нельзя убедить того, кто не хочет быть убежденным. А нам достаточно авторитета Святой Горы Афон, чтобы верить этой святыне как истинному Поясу. Мы живем во время крайне нерядовых процессов в обществе, и желание быть исцеленным не знахарями, а благодатью Божьей сейчас очень велико. Поэтому злопыхателям, которые лишены веры и любви, остается только плевать ядом на тех, кто обретает в поклонении к утешению в душе своей и к исцелению души и тела», - убежден игумен.

«Конечно, перекрытое движение на улицах Москвы кому-то было и неприятно. Но даже пробки могли дать кому-то возможность на время прекратить вечную столичную спешку, остановиться и подумать о путях спасения, вспомнить о бренности всего живого», - заключил отец Лука.

Священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, считает, что одного и простого ответа на претензии критиков нет. «Несколько раз мне пришлось дежурить у этой очереди, так что довелось пообщаться с людьми, которые в ней стояли. Действительно, люди там были самые разные - в том числе и не имеющие никакого отношения ни к вере, ни к Церкви, ни к христианству, люди с ярко выраженным магическим мировосприятием. Когда я у них спрашивал, что ими движет, они искренне удивлялись: «Вы что, не понимаете? Мы идем загадывать желания», - рассказал он.

«Были, конечно, и люди церковные, верующие, которые шли поклониться Пресвятой Богородице через эту святыню. Для них это время стояния было временем молитвы, временем размышления о смысле жизни», - добавил священник.

«Но эти огромные очереди могут свидетельствовать и о том, что наше общество не вполне здорово духовно и душевно: люди жаждут какого-то чуда, какого-то обновления. Когда люди во всем разочарованы, не верят правительству, не верят в нормальные человеческие отношения, в простую нормальную человеческую жизнь, - остается только надежда на чудо, которое изменит жизнь к лучшему. На самом деле эту жажду чуда в людях обличал еще Христос: «Род лукавый и прелюбодейный...», - напомнил священник.

«Да, наверное, были и знамения, и настоящие чудеса, и исцеления: вера ведь действительно творит чудеса. Но весь этот ажиотаж, вся эта раскрутка в СМИ, вся эта атмосфера оставляют, конечно, какой-то горький осадок в душе, ощущение какой-то болезни в обществе», - заключил отец Владимир.