ПЛАТА ЗА ВХОД

На модерации Отложенный

Преодолев технический барьер, человечество сталкивается с новыми проявлениями информационного неравенства.
 
На недавно прошедшем форуме по проблемам управления Интернетом изобретатель Сети Тим Бернерс-Ли объявил о создании некоммерческой организации World Wide Web Foundation (WWWF). Деятельность фонда будет направлена на продвижение программ, которые, по словам Бернерс-Ли, должны «развивать Сеть в качестве среды, которая дает людям возможности позитивных перемен». Основной целью WWWF ставится работа по преодолению цифрового неравенства.

Борьба с цифровым неравенством стала чуть ли не главным лозунгом последнего десятилетия. К ней призывали президенты, премьеры, министры и многие другие влиятельные лица. Дошло даже до того, что на Всемирном саммите ООН по информационному обществу в 2003 году была принята декларация, призывающая сделать всё, чтобы преодолеть «цифровой барьер» к 2012 году.

Цифровым неравенством (digital divide) считается отсутствие равного доступа к современным средствам получения информации и коммуникации, что влечет за собой ущемление возможностей во многих социальных и культурных сферах.

Так, раньше студенту для того, чтобы подготовиться к сессии, приходилось дни напролет просиживать в библиотеке и «перелопачивать» десятки книг. С появлением и распространением Интернета, ситуация радикально изменилась: в сети можно найти множество оцифрованных книг и различных образовательных материалов, к тому же появились невиданные ранее коммуникационные возможности. Плюсы Интернета можно перечислять до бесконечности. Но в то же время можно утверждать, что человек, не включенный в Сеть, сегодня уже не может свободно обмениваться информацией. А в нынешнем постиндустриальном обществе, где информация является главным ресурсом, это означает, что он теряет конкурентоспособность и становится «аутсайдером».

Впрочем, задача «компьютеризации» и предоставления массового доступа в Интернет уже активно решается. По данным ООН, каждый четвертый житель планеты является пользователем Сети, а число владельцев устройств, позволяющих просматривать содержимое веб-страниц, выросло до 70% всего мирового населения. Это стало возможным благодаря снижению стоимости компьютеров, появлению ноутбуков в ценовой категории «до ста долларов» (а также бесплатных операционных систем) и широкому распространению разнообразных гаджетов – компактных устройств, позволяющих выходить в Интернет.

Стоимость Интернет-доступа также постоянно снижается, а разнообразие способов подключения растет. В нашей стране даже появились программы по бесплатному доступу в Интернет для социально-незащищенных граждан. Согласно проекту, малоимущие россияне смогут бесплатно воспользоваться компьютером в библиотеке, на почте или в префектуре, а при желании и выйти в Сеть. К тому же, в 2009 году начала все активнее функционировать программа e-Citizen, предназначенная обучить людей, никогда ранее не работавших с компьютером, пользоваться ПК и Интернетом. В итоге на сегодняшний день масса людей в России и по всему миру регулярно пользуется Сетью, и еще большее число имеют возможность выхода в Интернет.

Однако радужные тенденции по вовлечению во «всемирную паутину» все большего количества пользователей отнюдь не являются преодолением «цифрового разрыва», как это может показаться. Даже имея доступ в Интернет, стать «настоящим» пользователем на первых порах непросто. Одним из препятствий на пути к глобальной «интернетизации» мира стало так называемое «языковое неравенство». По данным исследований Global Reach, более двух третей страниц в Интернете представлено на английском, а число ресурсов на любом другом языке не превышает всего-навсего 6%! В то же время, англоязычные пользователи составляют не более трети от общего числа.

Для многих людей отсутствие или очень небольшое количество информации на родном языке становится роковым – именно по этой причине они отказываются использовать Сеть. Поэтому в 2007 году международная организация, регулирующая вопросы с доменными именами, ICANN утвердила новую процедуру регистрации национальных доменов. Теперь, помимо латиницы, в адресах сайтов можно использовать еще 11 алфавитов, среди них и кириллица. В последнее время в нашей стране эта тема обсуждается особенно широко и уже даже зарегистрированы некоторые сайты в доменной зоне «.рф». Остается надеяться, что это поможет россиянам активнее интегрироваться в интернет-пространство, а со временем и преодолеть языковой барьер, ведь в интернет-среде гораздо больше стимулов для обучения английскому языку, и возможностей для общения и чтения предостаточно.

Экспоненциальный рост числа интернет-страниц и лавинообразное накопление информации в Сети, порождают еще и проблемы поиска нужных сведений. Несмотря на сотни поисковых систем, зачастую нахождение желаемого документа растягивается на часы. Одной из причин подобных сложностей служит то, что многие файлы имеют разные «уровни доступа». К примеру, они могут быть как публичными, так и закрытыми, поэтому для нахождения одного документа понадобятся считанные секунды, а для поиска другого придется вводить нетривиальный запрос в редкую базу данных, специализирующуюся на файлах особого типа.

Исполнительный директор поисковой системы Google Эрик Шмидт неоднократно сетовал на то, что между поисковиком и пользователем остается непонимание того, что именно нужно найти.

Основная загвоздка, по словам Шмидта, состоит в том, что большинство пользователей не могут правильно сформулировать запрос. Из-за этого на поиск информации уходят не минуты, а часы, или она вообще не может быть найдена. Но, несмотря на жалобы директора Google, нельзя не отметить, что поисковые системы существенно расширили объем анализируемой информации, ведь всего несколько лет назад нельзя было и помыслить о том, что с помощью GoogleMaps найти маленький домик в Архангельской области будет минутным делом.

Впрочем, в последнее время поиск информации стал сложнее еще и из-за введения платы за пользование многими интернет-изданиями. Конечно же, платные сайты в Сети существовали и раньше, однако чаще всего это были ресурсы, предоставляющие услуги различным компаниям. Например, большой популярностью у коммерческих фирм пользуются сервисы по размещению платных объявлений о вакансиях. Теперь же услуги на финансовой основе все чаще вводятся и для «широкой публики». Одним из первых о введении платных услуг на интернет-версии своих изданий заявил Руперт Мердок – создатель гигантского интернационального медиа-холдинга News Corp.

По его словам, в период финансовой нестабильности сетевым ресурсам изданий не хватает только рекламных денег на «поддержание качественного контента», поэтому теперь можно свободно прочитать только заголовки и первые абзацы статей. Полный же текст будет доступен только по платной подписке. Этому примеру последовали и другие СМИ, например немецкие издания Bild и Welt, после чего поисковику Google даже пришлось изменить агрегатор GoogleNews таким образом, что издания получили возможность устанавливать ограничение на количество статей, которое пользователи могут бесплатно прочесть. Теперь сервис First Click Free разрешает просмотреть пять сайтов в день, а затем переводит посетителя к страницам оплаты или регистрации.

В порыве «капитализации» ранее бесплатного контента к информационно-аналитическим изданиям присоединились и многие интернет-библиотеки. Например, ресурс «Либрусек», ранее предоставлявший свободный доступ к электронным версиям огромного числа книг, стал «настоящим магазином»: теперь для чтения необходимо оформить абонемент, стоимостью 10 долларов в месяц. Создатель ресурса Илья Ларин подчеркнул: «Наша цель – много книг. Не халява, а доступность. Абонемент ей не противоречит». Таким образом еще раз доказав, что со временем многие востребованные проекты становятся платными. Впрочем, со своей популярностью «Либрусеку», похоже, в скором времени придется попрощаться. Большинство посетителей негативно восприняли введение абонементов и постепенно стали переходить на другие, пока еще бесплатные аналогичные сайты.

Однако в свете подобных «капиталистических» тенденций складывается впечатление, что сегодня ключевую роль в информационной сфере играют рыночные принципы, так что информация и информационные технологии создаются только для тех, кто в состоянии за них заплатить.

Стоит отметить, что подавляющее большинство сайтов, начавших вводить платный доступ к своим ресурсам, содержит качественную и полезную информацию. Это интернет-издания научных журналов, информационно-аналитические сервисы и многие сетевые библиотеки. В противовес им бурно развивается индустрия интернет-развлечений. Еще в середине прошлого века, анализируя развитие кабельного телевидения, Герберт Шиллер отметил некоторые тенденции, которые, впрочем, не утратили своей актуальности. «Доступ к информации становится функцией имущественного состояния и дохода». Когда-то люди связывали грандиозные мечты с появлением кабельного телевидения.

Считалось, что такое ТВ будет эффективно удовлетворять все потребности: будут каналы для увлеченных политикой и бизнесом, образовательные каналы и многое другое. Однако поддерживать их вещание – дело затратное, поэтому в скором времени телевидение стало транслировать практически одни развлечения. Нет сомнения, что с широким распространением Интернета подобная тенденция только усилилась. Теперь практически на любой веб-странице можно встретить массу развлекательной информации: начиная от светских хроник и заканчивая способами похудения. А вот научную статью или художественную литературу можно получить только после оплаты.

Исследователи информационного общества, еще анализируя трансформацию ТВ, утверждали, что, как ни странно, информационная революция только обостряет социальное неравенство: «То, что называется информационной пропастью, имеет тенденцию становиться только глубже: более образованные и состоятельные люди получают дополнительные преимущества в виде доступа к развитым информационным ресурсам, а тех, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы, постепенно погребает под собой информационный мусор». Так происходит и сегодня.

Социальное неравенство с приходом «цифровой эры» никуда не исчезает. Практически преодолев технологический барьер, дав возможность большинству населения Земли пользоваться «всемирной паутиной», общество все равно возводит преграды на пути ко всеобщему информационному равенству. Интернет становится местом, где информация больше не воспринимается как общественный ресурс, доступный каждому. В нынешнем капиталистическом обществе она становится товаром, за который, как и за все остальное, надо платить.