О смысле жизни
На модерации
Отложенный
1.Смысл бытия, смысл жизниМеня всегда поражало, что большинство религиозных философов, исследователей, вообще верующих не видят в Библии самое главное, что дает ключ к миропостижению, что дает нам совершенно иное, чем в господствующей церковной традиции понимание смысла человеческого бытия и предназначения. Что заставляет совершенно по-новому прочесть ветхозаветные и новозаветные откровения.
Еще больше я поразился, когда узнал, что замеченное мной не является каким-то совершенно неожиданным открытием. О нем говорило немало философов. Особенно полно, хотя и своеобразно разработано оно в трудах Н.Бердяева.
Я прочел в Библии: "И сотворил Бог человека, сотворил по образу и подобию своему". Но что означает "по образу и подобию Божьему"? В обыденном религиозном сознании эта фраза зачастую понимается порой буквально - как воспроизводство обличия Бога. Теологическое объяснение этого акта намного глубже, но и оно не раскрывает истинного смысла человекотворения.
Читаем у протоиерея Валентина Свенцицкого: "Человек - это, действительно персть, то же, что и весь вещественный мир, живущий по законам причинности. Это то в нем, что было создано, когда уже была создана земля. Но Господь взял эту персть, эту материальную основу и вдунул в нее дыхание жизни, то есть дал ей свой божественный дух и, прежде всего, свое Божественное начало свободы. И явился человек - образ и подобие Божие". И далее: "Он озарил эту персть человеческим сознанием. И это сознание дало человеку возможность видеть Бога". [Протоиерей Валентин Свенцицкий. Диалоги. М. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 1995 стр.44]
Но зачем дана нам эта свобода, зачем Бог озарил нас сознанием? Неужели для того, чтобы просто воспроизвести себя в ином образе? Неужели для того, чтобы иметь возможность лицезреть самого себя? Мы сможем это постичь, лишь когда поймем, что акт человекотворения воспроизводит прежде всего сущностное подобие Творца, его потенцию. Но в чем же оно, это сущностное?
Бог - есть творческое начало.
Независимо от того, трактуете ли вы это начало теологически или естественно-природно, как присущее материи свойство к синтезу, образованию связей между ее элементарными составляющими.
Быть подобным Богу - значит, прежде всего, быть творцом, значит обладать творческим началом, способностью объективировать (материализовать) идеальные образы.
Если хотите, в некотором роде это способность "из ничего", из идеи создавать новые миры, в том числе и нового человека. В этом и есть великая истина, великое откровение, которое содержится в Книге Бытия. "Бог ждет от человека творческого акта как ответа человека на творческий акт Бога. Творчество есть продолжение миротворения" [Бердяев Н. Самопознание. М. "Книга" 1991 стр. 209,214]
При этом в понятие творчество вкладывается самый широкий смысл, включающий в себя не только такие вершины, как "Джоконда" или теория относительности, но и любое созидательное, очищающее, облагораживающее и гармонизирующее мир действие, хотя бы даже выполненная с душой работа дворника. Если Бог создал (объективировал) мир, в котором помещен человек, то с появлением человечества начался второй акт драмы, равнозначный первому - создание второй природы, природы человеческой, но в то же время такой же Боговдохновенной, как и первая.
За сокрытием церковью истинного смысла, истинного предназначения человека скрывается обычный, а потому и крайне неприятный в духовной сфере, своекорыстный, посреднический интерес. Пока человек - раб Божий, церковь сильна как душенадсмотрщик от имени Господина. Смирение человеческое, приобщение к милости Божьей становится источником мирских благ для посредника. И чем более унижен своим рабством человек, тем с большей надеждой и ожиданием он смотрит на своих душенадсмотрщиков.
Однако, несмотря на церковное искажение предназначенности человека, творческое начало всегда побеждало в нем, и все зримей и явственней мы видим образ нового мира, второй "природы", созданной человеком.
Многие склонны считать, что ее появление несет зло, смерть первой природе. Конечно, торопливость, неразборчивость и недальновидность человека сотворили немало бед. Однако созидательный инстинкт и накопленная человечеством мудрость позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. Сегодня человек все больше осознает, что главный принцип созидания человеческой природы - ее гармонизация с природой от Бога. Человек все больше понимает катастрофичность конфликта между ними.
Но в чем смысл этого миротворения? Что несет оно человеку?
- Человек создал искусственные технологии производства всего необходимого для поддержания своей жизни.
- Искусственные материалы, вещества, даже организмы, компьютерный интеллект открывают путь к симбиозу, обеспечивают биологическую устойчивость человеческого организма.
- Человек создает новую среду обитания (города, дома, быт) и гармонизирует ее с природной.
Все это явно свидетельствует о грядущем возвращении человечества в "рай", т.е. возвращении к состоянию полной отстраненности от процесса производства всего необходимого для биологического видового воспроизводства.
Все это также свидетельствует и о том, что человек приближается к обретению истинной свободы, которой не может быть без освобождения от внешних обстоятельств.
Это произойдет когда он освободится для высшего проявления творчества: творчества не во имя самосохранения (творчества по необходимости) своей объективированности (т.е. сохранения жизнеспособности своего рода), а во имя свободного воплощения своих духовных исканий, преобразующих и созидающих идей.
Впрочем, не стоит ограничиваться теологической трактовкой творчества, как смысла бытия и основного предназначения человека. Я говорю: создан ли человек Богом, или его появление вызвано эволюцией материи, реализация его, бытие, возможно только через творчество. Даже если мы примем исключительно естественно-природную точку зрения.
И действительно, есть две главные ветви в обеспечении видового и индивидуального выживания: приспособление к среде обитания (по этому пути идет практически весь животный мир) или приспособление окружающей среды к своим потребностям. Уникальность человека в живой природе заключается в том, что второе направление является для него доминирующим.
Творчество, таким образом, выступает способом сохранения вида, средством выживания. В этом, кстати, лежат корни признания в общественном сознании аморальности паразитического образа жизни.
Человек возник как существо, полностью находящееся на иждивении у матушки-природы. Процесс производства всего жизненно необходимого был от него полностью отчужден. Это состояние продолжалось вплоть до освоения им производства средств производства. Т.е. до того времени, как человек стал направлять свою деятельность не только на то, чтобы присвоить произведенные без его участия самой природой средства своего воспроизводства, но и на то, чтобы самому производить их.
Подобное этому мы находим у Э.Фромма: "Эволюция человека основывается на том, что он утратил свою первоначальную родину - природу. Он никогда уже не сможет туда вернуться, никогда не сможет стать животным. У него теперь только один путь: покинуть свою естественную родину и искать новую. Которую он сам себе создаст, в которой он превратит окружающий мир в мир людей и сам станет действительно человеком".[Фромм Э. Пути из больного общества. Проблемы человека в западной философии. М.1988. стр.443]
Конечно, Фромм несколько драматизирует ситуацию. Я не думаю, что гармония первой и второй природы недостижима. Более того, человек уже сегодня понял, что эта гармония - непременное условие вообще устойчивого существования творимой им «второй» природы.
Однако действительно, как только человек ступил на эту дорогу, назад пути уже не было. Это было "грехопадение" пострашней библейского вкушения от древа познания добра и зла и после него возвращение к исходному состоянию стало уже гибельным для человека, как бы ни тосковала душа некоторых романтиков от философии по "золотому веку" первобытного состояния и простоте нравов.
Спасение может быть лишь впереди, когда человек сам выведет себя из процесса производства всего необходимого для своего воспроизводства и получит подлинную свободу творчества, свободу, зависящую не от обстоятельств, а от воли самого человека.
Отсюда и главный вывод: откуда бы мы ни вели род человеческий - от Адама или от обезьяны - главный смысл существования есть творчество, творение.
Только оно дает человеку надежду на овладение тайной бытия и возрождение для вечности не только грядущих поколений, но и поколений, уже проживших свое материальное воплощение.
У меня спросили
У меня спросили: "Почему Вы отрицаете церковь? Почему в ней Вы видите только корыстного посредника?"
Церковь отрицать нельзя. Человечество - дерзновенная юность трансцендентности. Ему просто необходимо духовное наставничество. В этом - высшая предназначенность церкви. Идет ли речь о христианстве, иудаизме, исламе, буддизме и т.д.
Однако ни одна церковь сегодня еще не готова в полной мере исполнить свою миссию. Более того, господствующая церковная идеология сегодня направлена на усиление разобщенности в человечестве, на подчеркивание исключительности, она порождает высокомерие в отношениях между людьми, принадлежащими к разным конфессиям. Каждая из церквей сегодня исходит из того, что только ей дано спасти человечество, а все другие формы реализации религиозного сознания обрекают людей на погибель.
Сознание групповой исключительности - признак духовной и интеллектуальной незрелости, признак ограниченного мировосприятия.
Сама история человечества наглядно показывает, что одно из важнейших направлений духовного прогресса и движения к подлинной свободе - исключение исключительности и признание равноправия особенностей. Это в полной мере применимо и к формам реализации религиозного сознания.
Един Бог - един мир - едино человечество! Однако Бог создал Бытие как бытие разнообразия. Поэтому подлинное единство может быть только в единстве разнообразия. Только разнообразие дает движение, дает жизнь, в том числе и подлинную духовную жизнь. Сведение к однообразию - путь к смерти, лишение Бытия источника движущих сил.
Греховно все то, что разъединяет человечество на взаимоисключающие части. Свято все, что объединяет человеческое разнообразие, не сводя его к одинаковости. Подлинно святой может быть лишь церковь, стоящая на таком основании.
Не корысть ли говорит: "Только я знаю дорогу и воздайте мне по заслугам моим. Только я знаю дорогу, а другие ведут вас к пропасти"?
Ибо: един Бог, но неисчислимы его имена. Един Бог, но неисчислимы пути, ведущие к нему.2.Цель бытия
Я говорю, что все сущее - лишь ручейки в теле могучей реки под названием Бытие. Но эта река течет лишь для того, чтобы выносить в своих волнах вознесущееся над потоком.
Если смысл жизни в творчестве, то какова цель творчества и самой жизни? Не является ли творчество самодостаточным актом, направленным исключительно на самоудовлетворение творца? Или "зеркальная" постановка вопроса: не обретает ли само бытие смысл лишь тогда, когда оно имеет цель? Однако опять же: в чем заключается эта цель?
Попытки найти ответ на этот вопрос человек начал делать, наверное, сразу же, как только его бытие стало осознанным и осмысливаемым. Осознанное целеполагание пронизывало все его бытие, всю его деятельность: чтобы сбить плод, я беру палку; чтобы напиться воды, я иду к ручью. Причем именно цель определяла характер действия, именно она была его исходной точкой, побудительным мотивом.
Отсюда неизбежное философское обобщение этого всеобще-целеполагающего принципа, построенное от обратного: я живу для того, чтобы... Однако дать непротиворечивое объяснение цели своего бытия не просто. Еще сложнее сделать его понятным и актуальным (не только умозрительно, но и поведенчески) на уровне обыденного сознания. Поэтому не удивительно, что вопрос этот давно уже фигурирует в разряде извечных "проклятых" вопросов, и задающий его рискует прослыть досужим человеком, а размышляющие над ним по мнению многих вообще достойны снисхождения.
И все же по большому счету вопрос о смысле и цели бытия - действительно самый главный, фундаментальный вопрос не только философии, но - самой жизни. И как бы он ни отодвигался сиюминутными житейскими задачами (сделать карьеру, обрести богатство и прочая и прочая), везде мы чувствуем его присутствие, везде он преследует нас. И что бы мы ни делали, и чем больше цена усилий соизмеряется с ценой самой жизни, тем явственней мы слышим вопрошающий голос: "А зачем все это? Стоит ли оно жертвования самим собой и своей душой?" И чем громче этот голос, тем болезненнее и смертельней дисгармония реального бытия и высшей его предназначенности.
Тем глубже переживания не счастности жизни.
Вопрос о цели бытия – это, прежде всего, вопрос гармонизации своего личного бытия. Не разрешив его принципиально, мы обрекаем себя на постоянный душевный разлад, на трагедию осознания в конце пути бессмысленности всех своих усилий, иллюзорности ценностей, ради которых растрачен бесценный дар жизни. Ключ к личному счастью, к подлинной свершенности - в гармонизации жизни с ее целью. Живущий в согласии с естественной целью своего бытия подобен пловцу, движенье которого согласно с течением реки. Сама жизнь несет его на своих волнах.
При всем разнообразии философских и религиозных систем, которые так или иначе касаются проблемы смысла и цели бытия, принципиально можно выделить три основных варианта разрешения этого вопроса:
1.Смысл и цель бытия - понятия не универсальные, а сугубо индивидуальные. Они как бы в свернутом состоянии содержатся в каждой индивидуальности (будь то человек, собака, дерево или космическая система). Наиболее образно это выражено у Л.Фейербаха: "Любое существо предназначено только для того, для чего оно есть: животное назначено быть животным, растение - быть растением, человек - быть человеком... Существование, бытие есть совершенство, есть исполненное назначение". [Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии. Избранные философские произведения. М.1955 т.1 стр. 337 - 339]. Или у него же более развернуто: "Разум, любовь и сила воли - это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового и цель его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? - Разум. Любви? - Любовь. Воли? - Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, т.е. быть свободными. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого." [ Фейербах Л. Сущность христианства. Избранные философские произведения. М. 1955 т.2. стр.30-32].
2.Разрешение этого вопроса в духе позитивистской и марксистской теории прогресса: смысл и цель индивидуального и массового человеческого бытия - в подготовке грядущего высшего совершенного состояния человечества.
3. Трансцендентальное определение смысла и цели бытия: всякое бытие есть лишь предуготование к жизни будущей, к жизни вечной, находящейся за пределами земного бытия.
В основе двух первых определений цели и смысла жизни - узко материалистическое понимание сущности Бытия, как бытия исключительно физического. Согласно этому взгляду весь Мир - материальная субстанция, саморазвитие которой обусловлено исчерпывающим набором внутренних законов. Вне физической сущности и помимо ее ничего не существует. Причем физическая сущность здесь чаще всего выступает в виде уже известных нам форм материи и ее элементарной (в смысле первичной) основы. В рассуждениях об иных, трансцендентальных сферах приверженцы этой теории могли бы повторить слова Лапласа, относящиеся к определению роли Бога в мироздании: "Я не нуждаюсь в этой гипотезе".
Из представленных вариантов разрешения проблемы цели бытия лишь один очевидно неприемлем: основанный на теории прогресса. Глубокая и беспощадная критика религиозной и морально-этической стороны этой теории дана Н.Бердяевым в его книге "Смысл истории". Позволю себе привести лишь самую суть высказанного им: "Никакое грядущее совершенство не может искупить всех мучений предшествующих поколений. Такое подчинение всех судеб человеческих какому-то мессианскому пиру того поколения, которому удастся взобраться на вершину прогресса, возмущает религиозно нравственную совесть человечества. Религия прогресса, которая основана на такого рода обоготворении грядущего поколения счастливцев, - беспощадна к настоящему и прошлому, она соединяет безграничный оптимизм в отношении к будущему с безграничным пессимизмом в отношении к прошлому". [Бердяев Н. Смысл истории. М. "Мысль" 1990 г. Стр. 147 - 148 ]
Вообще с этической точки зрения теория прогресса содержит в себе практически неразрешимое противоречие: поколения, которые должны обрести нравственное и моральное совершенство просто не смогут его принять из-за осознания той ужасной цены, которая заплачена за их совершенство. Жертвенность бесчисленных предшествующих поколений страшным призраком будет терзать совесть "совершенного" поколения.
Но и с точки зрения сугубо материалистической теория прогресса также не выдерживает критики. Согласно логике материализма, внутреннее развитие всякой сущности должно идти с соблюдением непосредственной и неразрывной связи между реализованной сущностью и ее предназначенностью в бесконечной цепи эволюции. Так осуществившаяся (т.е. выполнившая свое предназначение) гусеница превращается в куколку; осуществившаяся куколка - в бабочку; осуществившаяся бабочка, откладывая яйца, дает жизнь гусенице.
В схеме прогресса такой непосредственной и неразрывной связи между всеми жертвенными и венчающими поколениями нет: все предшествующие ни на йоту не приближаются к цели прогресса, ибо между ними и блаженством целедостижения - бездонная и непреодолимая пропасть смерти, между ними - разрыв перевоплощений. Этот разрыв делает абсолютно неестественной и призрачной связь между усилиями тех, кто живет сейчас, и тех, кто будет жить после. Поколения рабов никогда не обретут блаженства и совершенства свободы, которая предназначена лишь грядущим счастливцам.
Преодолеть эту разорванность можно, лишь определив цель бытия либо как заключенную в самом реализованном в данный момент бытии (любое существо предназначено только для того, для чего оно есть и его счаатье должно быть «здесь и сейчас»), либо придав бытию непосредственную связь с инобытием (земная жизнь лишь эволюционная ступень в развитии бессмертной души). Ответ на вопрос о цели индивидуальной жизни и всеобщего Бытия может быть дан только на такой основе.
Я уверен, что цель Бытия не есть следование какой-то "абсолютной идее". У нее должен быть естественный смысл, в основе которого - действие вполне объективной закономерности, определяющей общую тенденцию развития всякой сущности. Подобно тому "смыслу", который заключает в себе человеческий эмбрион, "объективной целью" которого является превращение в человека.
Говоря о цели жизни, необходимо учесть и еще один важнейший аспект этой проблемы, который можно наглядно показать на примере человеческого сознания. Сознание существует в двух основных формах: индивидуально-человеческое и общественное. Общественное сознание является более высокой формой по отношению к индивидуальному сознанию. Индивидуальное сознание - элементарная форма, элементарная составляющая общественного сознания, генетически и неразрывно связанная с ним и не способная существовать вне его. Если индивидуальное сознание суть бытие разумности человека, то общественное сознание суть бытие разумности объективированного мира в целом.
Здесь вновь уместна аналогия с человеческим эмбрионом: он не имеет изначально присущей ему и реализованной способности мыслить. Эта способность содержится в нем лишь в потенции, которой надлежит реализоваться в процессе развития человеческого организма.
Подобно этому и объективированная сущность в целом изначально содержит в себе потенцию к разумности, которая реализуется в процессе развития материи не только индивидуальным сознанием, но и эволюцией в сторону образования сознания мирового, возникающего как симбиоз индивидуальных номов с общемировым энергетическим полем и кибернетической энергетикой второй природы. Поэтому проблема индивидуального смысла и цели жизни не может решаться вне смысла и цели бытия общечеловеческого и вообще объективированного Бытия.
В поиске ответа на вопрос о естественном смысле и цели объективированного Бытия необходимо обратиться к фундаментальным свойствам его субстанциональности - материи. Важнейшим из них является движение - всеобщий атрибут, способ существования материальной мировой субстанции. Движение равнозначно взаимодействию, оно само есть взаимодействие материальных сущностей.
Материалистическая диалектика (а ее заслуги в постижении фундаментальных законов развития объективированного мира отрицать не стоит) позволяет определить и методологию, открывающую путь к решению нашей проблемы. В основе этой методологии лежит факт проявления двойственности диалектического единства всего многообразия объективированной субстанции. Эта двойственность проявляется: "Во-первых, как своеобразная дискретность строения объективной действительности, т.е. наличие в ней качественно-различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем; во-вторых, как иерархическое отношение между системами разной степени сложности, организованности, выражающееся во "включении" менее сложных систем в более сложные, и, вместе с тем, в несводимости специфических закономерностей последних к первым". [Материалистическая диалектика (краткий очерк теории). Издание 2-е. М. "Политическая литература" 1985. Стр.41]
Именно в этом положении и кроется ключ к пониманию естественного смысла, цели бытия всего сущностного. Принимая во внимание дискретность объективированного бытия, то, что его структурные составляющие находятся между собой в определенных отношениях, в движении, - неизбежно все материальные сущности с объективной предопределенностью "обязаны" образовать связь с другими материальными сущностями.
Однако здесь важно подчеркнуть, что всеобщность движения, как атрибут объективированного бытия, отнюдь не означает возможности и необходимости установления связей всего со всем, но только конкретного с конкретным.
Это со всей очевидностью вытекает из дискретности материи, в силу чего каждый ее элемент имеет конкретное качество, что предопределяет возможность установления одних типов, видов связей и "налагают запрет" на заключение других связей. Т.е. всякая объективированная сущность реализует свои связи лишь с вполне определенными конкретными сущностями.
Однако через всеобщность свойства устанавливать связи осуществляется и всеобщая взаимосвязь между всеми сущностями, но чаще всего не напрямую, а косвенно. Так химики для того, чтобы получить конкретное соединение часто вынуждены выстраивать целую цепочку химических взаимодействий.
Принцип всеобщности взаимодействия неизбежно приводит к тому, что все имеющиеся возможности (свойства) определенной сущности к установлению связей стремятся к реализации, осуществлению в процессе взаимодействия с другими определенными сущностями.
Смысл, цель, общая закономерность развития объективированного бытия заключается в предельно возможной реализации имеющихся в каждой материальной сущности свойств, потенций к установлению связей с другими сущностями.
Итак, каждая материальная сущность имеет определенную сумму внутренне присущих ей свойств. Эти свойства неизбежно должны реализоваться, образовав связи с другими конкретными сущностями.
Эта закономерность проявляется на всех уровнях объективированного бытия, ее действие можно проследить и в микро- и в макроструктурах. Свойство атомов вступать в определенные связи неизбежно, закономерно реализуется образованием систем атомов - молекул, которые имеют уже иные свойства и образуют в свою очередь новые связи. Так молекулы воды соединяясь с оксидом серы образует серную кислоту, та же в свою очередь, вступая в связь с металлами образует соли, т.е. образует новые сущности, имеющие уже совсем отличные от исходных компонентов свойства, а следовательно имеющие способность в свою очередь образовывать уже совсем другие сущности.
Эта же закономерность проявляется и в самом человеке, независимо от того, считаем ли мы его результатом эволюции материи или Боготворенным. В любом случае, являясь объективированной сущностью, человек также обладает некоей совокупностью свойств, главным из которых является сознание, самосознание. И эти свойства с такой же закономерностью, как и в неживом мире стремятся к реализации всех возможных для конкретной личности потенциальных связей.
Однако в силу того, что человек - "тростник мыслящий" (странно прекрасен этот афоризм Блеза Паскаля), эта потенция проявляется не только как природный "инстинкт" связеобразования, но как осознанное действие, реализация которого зависит не только от "природы", но и от воли человека и носит творческий характер.
Отсюда:
Цель человеческого бытия заключается в полной реализации его личности через осуществление, овеществление его физических, интеллектуальных, духовных потребностей, способностей и возможностей.
При этом потребности человека это суть осознанная нереализованность определенных потенций, способностей к установлению определенных связей, которые могут носить материальный, социальный либо идеально-духовный характер.
Высшая же потребность человека - потребность к творчеству, которая и наполняет подлинным смыслом его бытие, его целеустремление.
Комментарии