Летчики, осужденные в Таджикистане, освобождены в зале суда

На модерации Отложенный

В Таджикистане после восьмимесячного заключения освобождены летчики Владимир Садовничий и Алексей Руденко.

Суд Хатлонской области Таджикистана отпустил из-под стражи российского и эстонского летчиков, приговоренных судом первой инстанции к 8,5 годам лишения свободы, передает РИА «Новости».

Сегодня утром гособвинение Таджикистана потребовало отмены обвинительного приговора нижестоящей судебной инстанции. Обвинение попросило кассационную коллегию с учетом «исключительных обстоятельств» приговорить летчиков по совокупности статей к 2,5 годам лишения свободы. С учетом президентской амнистии и уже отбытого срока, прокуратура призвала освободить пилотов в зале суда. Что за «исключительные обстоятельства» способствовали тому, что таджикские прокуроры, изначально добивавшиеся 15 лет для русских летчиков, вдруг изменили свое мнение столь радикальным образом, объяснять не приходится. Таджикистан уступил сильнейшему давлению со стороны старшего брата из Москвы. И это очень поучительная история, которая вобрала в себя многие черты российского политического строя.

В начале октября премьер-министр и кандидат в президенты от «Единой России» Владимир Путин опубликовал статью в газете «Известия», в которой изложил план по созданию Евразийского союза. По мысли автора, к ядру этого союза - России, Белоруссии и Казахстану - должны в скором будущем присоединиться Киргизия и Таджикистан. Контуры нового политического объединения в статье были обрисованы в самых общих чертах, что не помешало автору называть его «формирующимся Евразийским союзом» и сопоставлять с Европейским Союзом.

К тому времени, когда статья увидела свет, два русских летчика, один гражданин РФ, другой - Эстонии, уже находились в заключении в Таджикистане почти семь месяцев. Их пленение (а иначе это трудно назвать) в тот момент не помешало строить смелые планы нового братского союза республик.

Преступная тройка

Зато когда история с пленными летчиками попала в СМИ - на фоне суда в Америке над торговцем оружием Виктором Бутом, - вся тяжеловесная машина российского государства пришла в движение, и Таджикистан на какое-то время сделался самым враждебным России государством.

Президент Дмитрий Медведев пригрозил Душанбе симметричным или ассиметричным ответом (на выбор, видимо). Следом глава ФМС Константин Ромодановский на встрече с Медведевым раскрыл глаза президенту, и заодно всем нам, на то, что наибольшее число преступлений, совершаемых иностранцами в России, приходится на, конечно же, таджиков. Была даже названа преступная «тройка» государств, чьи граждане наиболее склонны к правонарушениям, едва только появляются на суверенных просторах нашей Родины. По удивительному совпадению, именно эта «тройка» входит в число наиболее вероятных членов Евразийского союза, нарисовавшегося в голове премьер-министра Владимира Путина. По словам генерала Ромодановского, «тройка формируется примерно так: Таджикистан, Узбекистан, Киргизия», пояснил глава ФМС.

Поскольку в статье в «Известиях» «формирующийся Евразийский союз» сравнивается исключительно с Евросоюзом, будет справедливо провести такую параллель: представим себе ЕС, который мечтает расшириться за счет Албании, Закавказья и Косово (имея в виду, что именно выходцы из этих земель наиболее часто фигурирует в уголовной хронике европейских стран).

Но вернемся к Таджикистану. Вслед за начальником ФМС мастерский удар по имиджу без пяти минут члена Евразийского союза нанес глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Ему неожиданно открылось, что иммигранты из Таджикистана несут в Россию самые страшные заболевания, включая СПИД, туберкулез и сифилис. На этом основании Онищенко предложил запретить трудовым мигрантам из Таджикистана въезд в Россию. «Решение о запрете использования труда мигрантов из Таджикистана может принять президент», - сказал Онищенко в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Чудесный образ новых союзников: закоренелые уголовники-сифилитики несут СПИД доверчивым россиянам, гостеприимно распахнувшим перед ними двери своего дома. Заметим, эти картины рисуют не экстремисты из многочисленных националистических российских группировок, а самые доверенные чиновники российской власти, такие ее, можно смело сказать, столпы, как Геннадий Онищенко.

Когда журналисты рискнули предположить, что нынешнее открытие г-на Онищенко как-то связано с ухудшившимися отношениями с Таджикистаном, он категорически опроверг это обидное мнение и даже удивился, отчего его речь о присущих таджикам болезнях не связали с религиозным праздником, который отмечался в день яркого радиоинтервью Онищенко. В тот день, 14 ноября, православный мир отмечал память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.

Стыдливо показывая соседу фигу

Не только инициативы, родившиеся в изобретательной голове главного санитара России, но и оправдания этих инициатив - плоть от плоти политики его работодателей. Инициатор «ассиметричных» (кстати, термин, неоднократно ранее применявшийся Путиным) уколов Таджикистану, президент Дмитрий Медведев, так и не набрался смелости сказать: вот власти дружественной нам страны захватили наших соотечественников в заложники; мы за это будем высылать таджикских нелегалов. Он продолжал делать вид, что усилившаяся активность ФМС по отлову таджиков (нашлись даже в Грозном!), есть рутинное действие, никак не связанное с судьбой летчиков.

Конечно, и руководство ФМС свою активность на таджикском направлении также не признает чем-то особенным. Мол, отлавливали и будем отлавливать нелегалов всех мастей и национальностей.

По официальным данным, в России находится 700 тысяч гастарбайтеров из Таджикистана. По экспертным оценкам - минимум на полмиллиона больше. Большой простор для рутинных действий ФМС.

Еще одно важное российское ведомство, МИД, отметилось не вполне дипломатичным заявлением о «крайне суровом и политически ангажированном» приговоре летчикам. Задним числом обнаружилось, что МИД принимал живейшее участие в судьбе пленных россиян.

Тут, правда, вышла нестыковка с числами. Летчиков арестовали 12 марта и заперли в гостинице. Через два месяца их перевели в тюрьму. Российское посольство в Душанбе узнало об этом «в середине мая», сообщил BFM.ru в телефонном интервью советник посольства РФ в Таджикистане Дмитрий Кабаев.

На вопрос о том, отчего с мая и по конец октября (широкую огласку история с летчиками получила лишь после публикации 26 октября в газете «Коммерсантъ») о реакции российского МИД ничего не было известно, г-н Кабаев заметил: ««Надеялись урегулировать вопрос, не переводя его в политическую плоскость и не придавая резонанс этому делу».

В рассуждениях российского дипломата сквозило совершенно изумительное простодушие, когда он уверял нашего корреспондента в том, что если бы в российское консульство не пожаловался гендиректор авиакомпании, чьи самолеты были захвачены таджиками, то посольство так никогда бы и не узнало о происшествии: «Мы узнали об этом в середине мая, от гендиректора компании. Он беседовал с консулом. Он был принят. С ним разговаривали. Иначе откуда бы мы узнали? - говорил советник Кабаев. - После мы начали вести переписку с соответствующими структурами Таджикистана. Таджикская сторона нас проинформировала 31 мая».

Оставляя за скобками версию гендиректора компании Rolkan, который утверждает, что три дня простоял под стенами посольства в тщетной попытке быть выслушанным, зададимся простым вопросом: а что делали все многочисленные российские спецслужбы? И что это за дипломаты такие, которые подобным образом получают информацию? В чем вообще смысл содержания всех этих господ на деньги налогоплательщиков, если реакцию государства вызывают не их депеши, а публикации в СМИ накануне выборов?

Братское давление на неправый суд

Теперь о самой реакции. В истории с летчиками очень отчетливо проявилось отношение российской власти к суду. Безотносительно к тому, как мы относимся к приговору таджикского суда, который осудил летчиков на 8,5 лет за преступление, которого они, насколько можно об этом составить впечатление из Москвы, не совершали, - это приговор суда суверенного государства. Когда западные политики, правозащитники и СМИ по не менее веским основанием называют приговор Ходорковскому и Лебедеву (все те же 8,5 лет) «фарсом», это вызывает живейший протест Кремля, где возмущаются давлением на наше независимое басманное правосудие.

И только что вся российская государственная машина оказала беспрецедентное давление на суд соседнего дружественного государства (что это за государство - отдельная история; факт заключается в том, что Москва считает его своим союзником и признает суверенным государством). В ход пошли прямые угрозы, задержания и высылки таджиков, оскорбительные речи российских официальных лиц об их болезнях и склонности к криминальному поведению, а также закулисные силовые действия, о масштабе и характере которых мы можем только догадываться.

Когда российские политики выражают неудовольствие вердиктом по делу Виктора Бута или мягким приговорам приемным родителям Вани Скоробогатова в Америке, в Москве исходят из совершенно нелепого предположения о том, что если бы американские власти «надавили», решение суда было бы иным. Похоже, что в этом своем заблуждении наши власти вполне искренни. Они руководствуются не только практикой отечественных судов, но и судопроизводством у самых близких нам соседей, таких, как Таджикистан. Понадобилось президенту Рахмону выразить Москве неудовольствие арестом родственника-наркоторговца - бросают в тюрьму русских летчиков. Получил зуботычину - тотчас отпустил. Не случись у российских властей предвыборного прозрения о судьбе соотечественников - так и сидели бы в таджикской тюрьме.

До тех пор, пока бюджет Таджикистана наполовину формируется за счет денег легальных и нелегальных таджикских мигрантов, работающих в России, вызволять российских граждан из беды в этой стране должно быть достаточно просто. Нет никакого сомнения в том, что если бы наше посольство своевременно узнавало о таких историях, а начальники в Москве реагировали на них, то и позорного суда в Курган-Тюбе бы не было: слишком неравны силы.

Хорошо, что по стечению многих обстоятельств, главное из которых, как представляется, - падающий рейтинг «Единой России» и двух ее лидеров накануне выборов, - летчиков все-таки выпустили. После того, как Путина освистали московские болельщики, разделяющие его пристрастие к боям без правил (в понедельник вечером пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков специально разъяснял, что, мол, освистали не Путина, а американского бойца со сломанной ногой), подобная дипломатическая победа над соседним государством особенно желанна. Но отчего-то тревожно за судьбу нового Евразийского союза, который создается на подобных основаниях.

И последнее - о СПИДе, от которого нас чуть было не защитил Онищенко. По данным ООН, в одном только Санкт-Петербурге за пять лет количество ВИЧ-инфицированных удвоилось, и к 2011 году среди тех петербуржцев, кто принимает внутривенные наркотики, вирусом заражены уже 60%.