Ливийские уроки для путинской России

Острый комментарий Джона Маккейна адресованный диктаторам о том, что последние события в Ливии «заставят понервничать власти некоторых других стран» вызвал резкий резонанс в России из-за откровенности американского сенатора в адрес Владимира Путина, перечисленного им к разряду диктаторов.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков предположил, что Маккейн «очень устал», а группа «патриотов» из Думы остро отреагировала на заявлении Маккейна и ответила оскорблениями. Даже министр иностранных дел Сергей Лавров был вынужден прокомментировать «экзотический комментарий» Маккейна и отметить, что у сенатора есть свои фобии и тараканы (Эхо Москвы, РИА Новости, 21 октября).

Дело в том, что руководство России действительно выглядит довольно нервным, на фоне отчетливого плана, который обеспечит новый президентский срок для Путина и кресло премьер-министра для Дмитрия Медведева, а также привилегии для руководства «Единой России», что гарантирует победу на жестко контролируемых парламентских выборах.

Отрицая любую связь, «владельцы» русской бюрократии и их приспешники, в то же время, пытаются сыграть на ливийском опыте, чтобы решить проблему поддержания законности «султанизма». Медведев встретился с тщательно отобранными «сторонниками» и всеми силами пытался их убедить, что его риторика о «модернизации» по-прежнему имеет смысл (Новая газета, 17 октября; Эхо Москвы, 21 октября).

Путин не проявляет склонности к консолидации либералов, которые надеялись, что его режим может быть реформирован «сверху» и сейчас стремится укрепить свою базу поддержки среди «рабочих и крестьян», которые верят в его обещания защитить их зарплаты и пенсии (Независимая Газета, 18 октября). Его уверенность в заполучении лояльности «простых людей», предоставив еще несколько социальных выплат показывает, что один из важных уроков Ливии утерян: городской «средний класс» может устать от диктатора, даже если он щедр (www.gazeta.ru, 20 октября).

Путин не доверяет Москве, которая является слишком богата и слишком чувствительна к признакам распада в его системы власти, но один урок он принял близко к сердцу – лидер должен заботиться о своем «племени». Он обнадеживает бюрократию, встревоженную склонностью Медведева в «инновациям» тем, что «стабильность» остается ключевым принципом его руководства (Эксперт, 19 октября).

Он оставляет непопулярные реформы МВД и Вооруженных Сил и декларирует намерение повышать заработную плату сотрудникам внутренних дел вопреки возражениям бывшего министра финансов Алексея Кудрина (Коммерсант, 18 октября).

Этого не достаточно, чтобы успокоить отчужденный офицерский корпус, но Путин считает, что у него будет время, чтобы вернуть их доверие, обеспечив перевооружение и, вполне возможно, уволив министра обороны Анатолия Сердюкова. Между тем, распоряжение снизить целевой показатель для осеннего призыва от 250 тысяч до 135 тысяч призывников, это простой но эффективный шаг, направленный в первую очередь на то, чтобы свести к минимуму беспокойство среди молодых людей в этом политически деликатном сезоне (Livejournal, 5 октября).

Вот еще один ливийский урок, который может быть полезным: имела место интервенция НАТО, запутанная и полулегальная, обеспечившая победу повстанцев. Альянс, таким образом, должен быть лишен возможности для дальнейшего проецирования силы, в первую очередь в Сирию и Лавров предположил, что необходима «юридическая экспертиза» действий в Ливии (РИА Новости, 21 октября).

Главный вопрос в отношениях «Россия-НАТО» последнего времени – это диалог по вопросу «архитектуры» европейской системы ПРО, которая сама по себе, вряд ли является серьезной угрозой – скорее тестом на готовность развивать сотрудничество. Шаги, предпринятые администрацией Обамы на прошлой неделе в направлении выхода из сложившегося тупика в переговорах представлены в основных средствах массовой информации, как манипуляции со стороны России (Российская газета, 20 октября). Специальный представитель президента России по взаимодействию с НАТО в области ПРО Дмитрий Рогозин стремится обозначить сферу разногласий и намекает, что «Чикаго» может остаться только мюзиклом и на майском саммите России не будет (Независимая газета, 21 октября).

Существует, однако, еще один урок, который Россия должна осознать: Ливия демонстрирует, как попытка свергнуть диктатора может выродиться в грязную гражданскую войну и жестокое убийство Каддафи добавляет красок в этот ужасный «натюрморт» (РИА Новости, 20 октября).

Многие в русской элите далеко не в восторге от восстановления монополии Путина на власть и знают о рисках, связанных моделью брежневского застоя, но революционная альтернатива выглядит бесконечно хуже (Независимая газета, 18 октября, Ведомости 20 октября). Картина нефтяного государства разрушенного распрями враждующих племен, финансируемых международными корпорациями, соперничающих за доступ к нефти и газу действительно выглядит очень неприятно (Коммерсант, 22 октября).

Совокупность этих уроков по-видимому, сыграет на руку плану Путина для еще одной реконфигурации власти, направленное на укрепление своего контроля над политикой, одновременно создавая иллюзию перемен. Этот план может быть действительно неотвратим, но если он реализуется в мае следующего года – это будет означать большой скачок назад в политической и социальной реабилитации России после Советского фиаско.

Путин может счесть забавным раздавить иллюзии «модернизации», но президентство Медведева оставило более важное наследие, чем можно было бы подумать – оно создало пространство для свободной речи, даже если эта свободная речь реализуется преимущественно в блогосфере и ослабило традиционное уважение к высшей власти. Стабильность – это только потемкинский фасад для распадающегося «Путинизма» и его крах должен быть весьма сложным, но это не обязательно – «придворные» слишком растолстели, чтобы бороться.