"Дорожная карта": от идеализма к прагматизму

На модерации Отложенный

Уж второе десятилетие пошло, а мы все слышим заклинания о «единстве братских славянских народов».

Это в равной мере относится как к России, Белоруссии и Украине, так и к странам Восточной и Южной Европы. Тысячи газетных страниц посвящены этой теме. И, похоже, еще тысячи и тысячи ждут нас впереди, - бумаги много.

А единства все нет.

Ну, казалось бы, если вы до такой степени едины, так решите, наконец, для себя этот вопрос, - выберите на своих выборах тех, кто вам нужен, и дело с концом. Однако этого не происходит. Почему? То ли в самом механизме выборов заложен какой-то подвох, то ли с самим единством что-то не так. В любом случае, необходима правда. Окончательная, железная...

Скептическое отношение автора к такому частному вопросу, как «славянское единство», во многом вызвано отсутствием материалов, ясно и логично доказывающих сам факт наличия подобного исторического феномена.

Попытки вести сближение и даже диалог с Белоруссией и Украиной на почве «славянства» представляются непродуктивными и безграмотными. С тем же основанием можно было бы пропагандировать сближение с Минском или Киевом на базе «европейской общности». Относя их к славянам, мы тем самым причисляем их к иностранцам (чехам, полякам, болгарам).

Повторение большевистской выдумки о «трех ветвях восточных славян» ведёт в никуда. Оно вызвано стремлением обойти тот простой факт, что русские, белорусы и украинцы (кроме «западенцев») принадлежат не к трем различным народам, а к одному. А значит, единственным реальным фундаментом может быть лишь тезис воссоединения разделенного русского народа. Не только в блогах, на сайтах, но на уровне государственной политики.

Несмотря на все издержки «недипломатичности» такой формулы, она объективно описывает реальность и дает рациональные координаты.
Однако до тех пор, пока наши государства де-факто остаются независимыми друг от друга, придется оставаться на позициях жёсткого прагматизма. А кроме того, давно пора отказаться от предоставления экономических преференций странам, проводящих, мягко говоря, недружественную политику в отношении России. Это касается не только «дальнего» но и «ближнего» зарубежья, стран СНГ. Характерно, что даже малейшие движение нашей страны в этом направлении вызывает бурное возмущение и детскую обиду наших соседей. Они слишком привыкли к тому, что к «доброй» России всегда можно прийти с протянутой рукой, и она просто обязана помочь.

...Само же панславистское движение, как известно, окончилось крахом, поскольку ориентация Польши, Чехии, Словении, Хорватии, Македонии и раньше, и теперь ясна и однозначна: «цивилизационно» они тяготеют к Западу. В несколько меньшей степени это присуще Словакии, Сербии и Черногории. Поэтому для практического взаимодействия имеет смысл выделить из «общеславянского тумана» несколько конкретных партнеров: государства, с которыми у нас в значительной степени совпадают не столько происхождение и цивилизационная принадлежность, сколько конкретные национальные, государственные интересы, - как краткосрочные, так и среднесрочные.

Если таковых интересов не окажется, не беда. По крайней мере, мы перестанем реагировать на разного рода отвлекающие обстоятельства. И сможем, наконец-то, заняться собственным домостроительством, пусть даже в условиях более трудных, чем они нам сегодня представляются.