«Большая двойка» как способ изменить мир

На модерации Отложенный

Придя к власти, президент США Барак Обама обозначил новый курс в отношении Китая. Если ранее политические контакты между странами определялись высоким уровнем конфликтности, то новая администрация США намерена этот тренд изменить.

20 января 2009 года состоялась инаугурация 44-ого президента США Барака Обамы. Сразу после своей инаугурации новый лидер страны пообещал изменить внешнюю политику страны, начав вывод американской армии из Ирака в течение 16 месяцев и сосредоточив все силы страны на кампании в Афганистане. В целом же 44-й президент не подверг сомнению курс Вашингтона на достижение своего решающего военно-технического превосходства, оспаривая только методы.

Среди названных приоритетов - пересмотр стратегии во взаимодействии США с КНР. Наличие у Пекина мощного антикризисного потенциала вынуждает администрацию Барака Обамы направлять китайскому руководству позитивные сигналы с целью стимулировать последнего проявлять большую активность в координации «оздоровительных» мер с Белым домом. В частности, госсекретарь США Хилари Клинтон отметила, что США готовы к диалогу с КНР по широкому спектру вопросов. Это заявление особенно показательно на фоне кризиса двусторонних отношений, усугубившегося после подавления антиправительственных беспорядков в Тибете весной 2008 года.
Идеологом оформления политического союза с Китаем стал советник по внешней политике Барака Обамы Збигнев Бжезинский.

США и Китай, по его мнению, должны развивать стратегическое сотрудничество, создав «большую двойку» (G2), которая сможет значительно изменить ситуацию в мире. Благодаря нормализации американо-китайских отношений в 1978 году мир стал лучше и безопаснее, утверждает политолог.

Бжезинский призывает углубить и расширить геостратегическое сотрудничество. По его мнению, необходимо непосредственное участие Китая в диалоге с Ираном и в попытках урегулировать израильско-палестинский конфликт. Кроме того, нужны американо-китайские консультации по поводу отношений Индии с Пакистаном и совместная разработка политики в области климатических изменений и реорганизации ООН.

В геополитическом смысле, по словам Бжезинского, США и КНР объединяет их высокая зависимость от поставок углеводородов. Вполне возможно, что внешнеполитическая команда Обамы сделает ставку именно на этот фактор, однако сближение с Пекином будет носить лишь характер отвлекающего маневра и будет ориентировано, прежде всего, на решение среднесрочной задачи преодоления последствий финкризиса. В последнее время Поднебесная претендует на статус альтернативы США по многим направлениям, в том числе и в космической сфере, и неформальный союз двух государств не соответствовал бы внешнеполитической логике Вашингтона.