Кто держит паводок на поводке?
На модерации
Отложенный
Причина ежегодного затопления близ Новгорода – стихия хозяйственных интересов.
Приезжающие в Великий Новгород туристы часто спрашивают: «А в какую сторону течет река Волхов?» На что местные жители им отвечают: «Когда как. То из озера Ильмень, то в него». Доверчивые гости нередко попадаются на такой розыгрыш и верят, что седой и медлительный Волхов может течь не только в Ладожское озеро.
У неизменно пользующейся успехом шутки есть и невеселый оттенок.
Год из года река Волхов по весне доставляет жителям области немало хлопот. Стоит уровню воды на реке хоть немного подняться, как Приильменскую низменность начинает затоплять. Жилые дома, огороды, дороги и даже целые селения оказываются в зоне бедствия. Местные власти лишь приблизительно могут оценить ущерб от наводнения – десятки миллионов рублей. Связано это с тем, что как частные жилые дома, так и дачи в большинстве своем не оформлены в собственность и не застрахованы. Одно из самых сильных наводнений – 1999 года – по официальным оценкам принесло ущерб более 42 млн. рублей, но если бы расчеты включали в себя компенсации населению за причиненный ущерб их собственности, то суммы были бы в несколько раз выше.
Сценарий паводка в этом году был особенно показательным, потому как зима выдалась чрезвычайно снежной. Ожидалось, что обилие снега станет причиной большого наводнения. Однако ничего серьезного в первые весенние месяцы не произошло. Сугробы снега в лесах и городах словно испарились. В конце апреля в поселке Краснофарфорный в Чудовском районе, обычно одном из самых затопляемых в Новгородской области, местные жители сменили резиновые сапоги на обычную весеннюю обувь. Половодье пошло на спад 26 апреля, и, казалось, угроза наводнения миновала. Но с приходом мая вода в Волхове вдруг вновь стала прибывать. Старинный поселок фарфористов опять оказался во власти стихии. «64 дома подтоплено, 34 пострадавших», – докладывал на майских праздниках начальству заведующий отделом по делам ГО и ЧС в Чудове Виктор Андреев. Как так?! О необычайно снежной зиме все уже забыли, от сугробов не осталось и следа. Откуда вода?
Разрушая мосты
Глава администрации Боровичского муниципального района Юрий Васильев изложил следующую версию событий начала мая:
– В Тверской области на пике паводка прошли обильные ливневые дожди. В системе Вышневолоцкого водохранилища сделали массовый сброс воды во Мсту. Вот она и идет по Новгородской области. В результате у нас из 11 подвесных мостов два уже под водой!
Вода из соседнего региона через Мсту впоследствии дошла до Ильменя и Волхова, что и привело, как это подтверждается в сообщениях МЧС, к подтоплению жилых кварталов поселка Пролетарий Новгородского района, а затем и поселка Краснофарфорный Чудовского района. В Великом Новгороде вода затопила весь пляж у кремля, чего не наблюдалось уже много лет.
Майское наводнение уж очень схоже с апрельскими событиями в Сольцах, где виновником подтопления стала Порховская ГРЭС. Сброс воды из Псковской области 22 апреля создал там критическую ситуацию. Потребовалось вызывать спасателей. Сотрудники МЧС работали всю ночь, чтобы устранить заторы. Вот какие бывают последствия стихии. Или все же чьих-то стихийных, необдуманных действий?
Как дождь на голову
Ведущий гидролог Новгородского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Надежда Тимофеева в своих весенних аналитических отчетах пишет, что в марте и апреле новгородцам грех было жаловаться на погоду. По её наблюдениям, в целом все шло так, как и полагается быть по природе вещей. Да, зима выдалась чрезвычайно снежной, но погода в конце марта и в апреле была преимущественно сухая, ясная. Под воздействием солнечных лучей снег быстро испарялся. К тому же под его толщей земля промерзла ненамного, что также способствовало тому, что вода уходила тихо, как бы сама собой.
Согласно данным гидролога, хотя уровень воды в Ильмене нынешней весной и превышает прошлогодний, паводок не был интенсивным. Например, если в прошлом году вблизи деревни Налючи Парфинского района вода в иные дни прибывала в сутки на полтора, а то и на два метра, в этом году наибольшая прибавка за сутки здесь – 90 сантиметров. То есть паводок получился плавным, предсказуемым, а потому и менее опасным, не требующим вмешательства спасателей чисто по природным причинам. Кстати, к взрывам, которые проводили сотрудники МЧС близ деревни Холынья в Новгородском районе, городе Сольцы и в других местах, Надежда Тимофеева относится скептически. Они, по её мнению, устраняют заторы на реках в одном месте и создают их в другом, ниже по течению.
Прогнозам вопреки
Некоторые населенные пункты в Новгородской области подтапливает ежегодно. Например, рыбацкая деревня Взвад на берегу Ильмень-озера в Старорусском районе каждую весну рискует стать островной.
Понятно, что население не хочет быть во власти стихии. Даже небольшое подтопление – это всегда максимальный дискомфорт для жителей. Но только ли природа тут виновата? В марте и апреле на разных уровнях власти прошли встречи специалистов, на которых разбирались, как минимизировать последствия весенних паводков, в том числе и в Новгородской области.
В большинстве случаев решали, сколько миллионов рублей выделить МСЧ и администрациям на устранение последствий паводков. Так в Новгородской области отложили на такие мероприятия 13 млн рублей – по прецеденту. В прошлые годы выделялись чуть меньшие суммы. Они растут на величину инфляции и идут на закупку и раздачу продовольствия, палаток, одежды и других необходимых вещей пострадавшим.
Дельта бьефа
В начале марта в Санкт-Петербурге в офисе ОАО «ТГК-1» состоялось расширенное заседание комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций. В нем приняли участие представители Гидрометцентра, МЧС России по Северо-Западу и территориальных управлений МЧС, а также Невско-Ладожского бассейнового управления и бассейнового управления «Волго-Балт». Отдельно обсуждалось влияние Волховской ГЭС, принадлежащей «ТГК-1», на перспективы прохождения паводка в Великом Новгороде.
Уровень воды, который держит первенец ленинского плана ГОЭЛРО, имеет решающее значение для паводка в Новгородской области. Присутствовавший на заседании представитель ГУ МЧС по Новгородской области обратился к руководству ОАО с просьбой снизить уровень воды перед плотиной станции до минимально возможных значений., Так происходит каждый год. Новгородская область вынуждена просить соседей, чтобы они спустили воду, иначе ситуация будет катастрофической. В ответ им говорят примерно то же, что объяснил журналисту директор каскада Ладожских ГЭС Александр Моторов: «Волховская ГЭС практически не оказывает влияния на паводковую ситуацию в пойме реки Волхов, так как основная масса воды задерживается расположенными выше ГЭС по течению Пчевскими и Петропавловскими порогами».
Понятно, что экономический интерес Волховской ГЭС – накопить и удержать к лету как можно больше текучего сырья. Если ГЭС выпустит слишком много воды, то, вполне возможно, в июле, когда Волхов обмелеет, ей не на чем будет работать. Поэтому генерирующее предприятие отстаивает свои интересы.
Что касается порогов, то ситуация тут не сколько в них, сколько в том, что русло реки Волхов не чистится уже на протяжении десятков лет. Землечерпальные работы не выполняются с 1991 года. В связи с этим нет возможности как следует регулировать уровень воды в Волхове и развивать здесь судоходство. Минимальные глубины на каналах достигли критической точки – 1,4-1,6 м вместо прежних 1,9 м, обеспечивавших беспрепятственный проход судов. Цена вопроса при этом – миллиард рублей! Такую цифру назвал Виталий Рудых, заместитель руководителя Волго-Балтийского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства. Именно столько, по его мнению, требуется для того, чтобы привести Волхов в порядок. По мнению же Виктора Силкина, начальника Новгородского района водных путей судоходства, для производства самых неотложных дноуглубительных работ можно обойтись куда меньшими средствами - 20-30 млн. рублей в год, Но в любом случае нужны деньги, а правительство их не выделяет.
Другой веский постулат Волховской ГЭС для отказа выпустить воду в период наводнения – уровень водозабора в городе Волхов. «Уровень верхнего бьефа (выше по течению – прим. автора.) Волховской ГЭС составляет 15,2 м, и его дальнейшее снижение приведет к прекращению работы водозабора, от которого обеспечивается водоснабжение города Волхов Ленинградской области», – утверждает Александр Моторов. Вот, оказывается, какая непростая дилемма возникает: либо будут плавать дома жителей Новгородской области, либо останется без воды город Волхов. Но это, заметим, катаклизм не природный, а чисто хозяйственный.
На совещании в начале марта специалисты приняли решение рекомендовать руководству предприятия «Водоканал» города Волхов рассмотреть техническую возможность реконструкции водозабора для того, чтобы станция могла снизить уровень воды перед плотиной до значений менее 15 метров.
Присутствовавшая на заседании комиссии начальник отдела водных ресурсов по Новгородской области Данья Серова пояснила журналисту, что такая проблема действительно существует, и волховскому водоканалу действительно требуются средства на реконструкцию водозабора. Весной на Волховской ГЭС максимально открываются все шлюзы, но уровень воды держится на отметке не ниже 15,2 метра, хотя электростанция могла бы работать и при проектных 14,7 метра, если бы её техническое состояние было на высоте. Сколько домов и огородов в Чудовском и других районах Новгородской области спасли бы эти полметра! Дело, выходит, не в матушке-природе, а в устаревшем оборудовании. Причем не только на волховском водоканале, но и на самой ГЭС, где реконструкция агрегатов идет крайне медленно.
Напомним, что Волховская ГЭС работает с 1926 года. С 1993 по 2009 годы здесь были реконструированы лишь 4 из 10 гидроагрегатов. Остальные нуждаются в срочной замене.
Сухой остаток
Прогнозирование погоды – дело государственной важности. Это отчетливо показывает прошедшее 5 апреля в городе Валдай Новгородской области совещание на тему «О мерах по улучшению прогнозирования опасных природных явлений», которое провел премьер-министр страны Владимир Путин. Правительство России приняло долгосрочную программу действий в области гидрометеорологии, рассчитанную аж до 2030 года. На развитие Росгидромета в ближайшие три года планируется направить около 14 млрд. рублей. Речь буквально идет о придании делу космического размаха: Росгидромет планирует запускать новые спутники.
Тем временем крайне запущенное состояние гидросооружений на земле оборачивается многомиллионными расходами на спасение утопающих, причем в большинстве случаев жители после наводнений остаются наедине с разрушенным хозяйством. Компенсировать потери им никто и не думает. Поневоле складывается впечатление, что властям легче ежегодно выделять небольшие суммы на раздачу продовольствия и при этом всячески поддерживать свой имидж на манер «Чипа и Дейла», всегда спешащих на помощь, чем всерьез заниматься гидросистемами страны.
Комментарии