Морок национализма: беспорядки в Лондоне

На модерации Отложенный

За 10 лет в Великобританию въехало 2 миллиона человек, большинство из которых королевству просто не нужны. С таким вот жестким заявлением выступила министр внутренних дел Тереза Мэй на съезде правящей партии консерваторов в Манчестере.

Национализм европейский и российский – в чем разница? 



По словам Мэй, само британское законодательство мешает правительству бороться с наплывом мигрантов. Например, право на воссоединение  семей делает невозможной высылку наркоторговца из страны, если у его дочери уже есть гражданство. Согласно Европейской конвенции по правам человека, власти не имеют права вмешиваться в частную жизнь граждан, поэтому при любой попытке выдворения мигрант подает в суд и выигрывает. Две трети тех, кто при въезде заявляли о себе как о дипломированных специалистах, из-за незнания английского языка в лучшем случае заняты на неквалифицированной работе, посетовала министр. В ближайшее время британское правительство намерено перекрыть один из основных каналов нелегальной миграции – торговлю студенческими визами (http://www.km.ru/v-mire/2011/10/05/demograficheskaya-situatsiya-v-mire/britaniya-ochistit-migratsiyu-0). Недавно английские власти объявили, что социальное пособие отныне будут получать только те переселенцы, которые имеют право на проживание в стране. Надо сказать, что Евросоюз остался глух к жалобам Великобритании и предъявил Кэмерону ультиматум: если в течение двух месяцев ограничения по выплате пособий не отменят, британское правительство получит повестку в суд. Такой либерализм обойдется английским налогоплательщикам в 2,5 млрд фунтов в год. Ну и кто здесь прав – Кэмерон или ЕС? Сложно сказать.      



Что ж, если даже Британский архипелаг взвыл от 2 млн мигрантов, можно себе представить, что происходит в континентальной Европе. Перевалочным пунктом для стихийной волны «черных» является многострадальная Греция. Каждый год сотни тысяч людей нелегально пересекают турецко-греческую границу и устремляются в другие европейские государства. Дело дошло до того, что Греция теперь хочет отгородиться от Турции 120-километровым рвом (http://ria.ru/world/20110804/412015094.html). Вот к чему приводит отчаяние. Отметим, что США еще радикальнее поступили с Мексикой – просто выстроили на границе глухую стену. Кульминацией стало решение Еврокомиссии внести поправки в шенгенское законодательство – восстановить таможенный контроль между странами безвизовой зоны и помещать во временный «карантин» проблемные государства, не справляющиеся с волной иммиграции. Думаю, даже не стоит говорить, что первый кандидат «на вылет» - Греция (http://www.kommersant.ru/doc/1774250). Сегодня в Евросоюзе на финансовый кризис наслаивается еще один – межэтнический.
 
Европейский национализм действительно имеет под собой объективные причины. На его фоне проблема национализма российского мне лично кажется очень надуманной.



Мигранты живут в Европе всего 20 лет, а Россия на протяжении всей своей истории была мультикультурной державой – достаточно вспомнить, что в 1185 году грузинская царица Тамара вышла замуж за новгородского князя Юрия Боголюбского, и таких примеров множество. Россия, напоминаю, является преемницей Византийской империи, которая принимала в себя любые культуры и не задавалась целью насильно их трансформировать. Вот и сегодня самобытность Татарстана не мешает ему оставаться частью нашей страны, причем довольно успешной – по версии журнала Forbes эта республика возглавляет рейтинг российских регионов, наиболее благоприятных для ведения бизнеса (http://www.forbes.ru/rating/luchshie-regiony-dlya-biznesa-2011/2011). Кстати, американцы, напротив, занимаясь насаждением демократического режима в разных точках планеты, стремятся сделать всех такими же, как они сами – именно поэтому США фактически потерпели крах в Ираке, Вьетнаме, и еще много где потерпят, если не изменят свое отношение к чужим культурам. «Толерантная» и «свободная» Америка еще больший националист, чем чопорная Британия. Почитайте последнюю книгу Чака Паланика «Пигмей» - приемный отец говорит приехавшему по обмену мальчику: «Мы сделаем из тебя настоящего американца».    



С 1860-х по 1880-е годы мы присоединили к себе Среднюю Азию, фактически не пролив ни капли крови. Многие ханства сами соглашались войти в состав империи, поскольку Россия считалась влиятельным игроком на мировой арене. Метрополия никогда не оказывала давления на новые субъекты. «Мирные завоевания» принесли на эту землю лишь прогресс и процветание. Например, уже в 1874 году по инициативе центра началось строительство Средне-Азиатской железной дороги. Сейчас она пролегает через Узбекистан, Туркмению, Таджикистан, Киргизию. Нынешний Казахстан обязан Советскому Союзу появлением на своей территории первого и крупнейшего в мире космодрома «Байконур», на который приходится немалая доля казахского ВВП.

Несмотря на то, что с начала 1990-х среднеазиатские народы являются независимыми, они остаются близкими по духу и общему прошлому союзниками России. Бесспорно, грандиозным сплачивающим фактором стала Великая отечественная война. 



Что касается Кавказа, от пожилых людей в Дагестане сегодня можно часто услышать, что советское время они искренне считают золотой порой. Известная своим нетерпимым отношение к религии, КПСС не посягала на культуру местного народа даже при Сталине. Напротив, именно в 1944 году здесь было создано Духовное управление мусульман Северного Кавказа с резиденцией в Буйнакске. В трехмиллионном Дагестане проживает 14 народов и еще столько же малых народностей, говорящих на разных диалектах четырех языковых групп. И тем не менее при коммунистах все это пестрое многообразие сплотилось в одну республику, которая и сегодня остается целостной. Если не считать войну с немцами, 70 лет Дагестан жил в мире, пока СССР не распался. Современная российская власть шаг за шагом восстанавливает в регионе покой. Больше всего на свете дагестанцы мечтают вернуться к размеренной, рутинной жизни. И хотя на новостных лентах «Яндекса» мы довольно часто видим сообщения о новых взрывах, прогресс есть – боевики остались в глухих деревнях и ущельях, их здесь так и называют – «лесные». Владимир Путин, к которому можно относиться по-разному, на мой взгляд, исчерпывающе высказался об этнической проблеме, причем не на трибуне перед сотнями камер, как всегда, а во время неформального общения с кавказской молодежью: «В 1990-е годы произошел слом нашего бывшего экономического строя и социалки. Всё развалилось. Всё, без преувеличения! Кавказ здесь не исключение, все окраины начали думать, а к кому бы прилепиться, чтобы получше жить. На северо-западе смотрели на Финляндию, на востоке смотрели на Японию. Куда ни взглянешь в тот период времени, все куда-то хотели прилепиться. И на Кавказе тоже думали, что если прилепиться куда-нибудь, к какому-то направлению ислама, то жизнь станет лучше. Оказалось, что это обман – сначала самообман, а потом просто обман. В духовной религиозной сфере стали навязывать свои порядки те люди, которые не имеют отношения к традиционному исламу на Кавказе. Это почувствовали и духовные лидеры Северного Кавказа, и население Северного Кавказа, и люди почувствовали. Кстати говоря, именно это и помогло в значительной степени переломить хребет терроризма».
 
В СССР вообще не было трений на этнической почве, так с чего бы им появиться сейчас? Разве что по чьей-то недоброй воле.



К отделению России от Кавказа призывают неграмотные люди, не знающие собственной истории. Они поддаются сомнительной риторике политиков, спекулирующих на многонациональной сущности нашей страны. В этом смысле для меня большим удивлением стала поддержка Навальным спекулятивной кампании под названием «Хватит кормить Кавказ» - он вроде бы серьезный человек, не ожидал от него столь дешевых приемов. Борьба с коррупцией, безусловно, заслуживает симпатию, но призывы к сепаратизму – примитивное желание отхватить себе побольше сторонников среди быдла и гопников. Сначала отделится Кавказ, потом Татарстан, затем Калининград отдадим Европе, Карелию – финнам, поделимся Дальним Востоком с Китаем – такими темпами останется от России только Московское княжество. Зачем выдумывать себе проблему, если ее нет? Если кто-то говорит вам про «проклятый кавказский узел», прежде чем возмущаться, почитайте в новостях, что творится в Европе. Все помнят, как Ангела Меркель констатировала провал мультикультурной модели (http://lenta.ru/news/2010/10/17/merkel) но в том же году ее коллегу, премьер-министра Баварии раскритиковали за призывы остановить (http://ria.ru/world/20101011/284346367.html) иммиграцию мусульман в страну. А сегодня в Германии хотят ввести 15-процентную квоту на обязательное присутствие мигрантов в парламенте (http://ria.ru/world/20110502/370309383.html). Если немцы не сдаются и сохраняют человеческое лицо, решая вполне реальную и страшную проблему, неужели мы станем жертвой проблемы выдуманной? Тогда это будет настоящее поражение. 

Не хотелось бы снова вспоминать США, но национальная рознь – пожалуй, единственное действенное оружие, угрожающее целостности и суверенитету России, причем в значительной степени этот план чуть было не осуществился в 1990-х. Выше я приводил в пример Дагестан, потому что эта республика с ее многообразием народов и языков очень похожа на уменьшенную копию России, и потому является своего рода индикатором. В нашей стране проживает 160 этнических групп – достаточно безотносительно заговорить о национализме, как обстановка накаляется и становится во всех смыслах взрывоопасной. Тем не менее я верю, что вражда не заложена в нашей природе. Россия – одновременно мирная и сильная страна, и спекуляций горстки политиков явно недостаточно, чтобы нашей государственности пришел конец.