Кризис есть, да падать некуда

На модерации Отложенный

Пора вытащить голову из-под крыла и признать, что экономический кризис уже наступил, призвал на пресс-конференции в московском пресс-центре "Росбалта" член комитета Госдумы по финансовому рынку, "единоросс" Павел Медведев.

Тема пресс-конференции - "Вторая волна мирового кризиса: насколько она опасна для России?" - как нельзя лучше соответствовала внешнему фону. Во вторник в очередной раз обвалились российские фондовые рынки, вдобавок вновь упал курс рубля. Признаков приближающегося серьезного кризиса достаточно и без этого. Так, по словам Павла Медведева, "уже сейчас российские банки имеют проблемы с наличностью". Впрочем, полагает депутат, пока не столь серьезные, как в 2008-2009 годах. Что касается Европы, то она уже не может справиться с экономическими проблемами маленькой Греции, а на кону стоят кризисы в странах с куда более масштабной экономикой.

Депутат напомнил, что сегодня прогнозы роста экономик самых развитых западных стран не превышают, в лучшем случае, полутора процентов в год. "Боюсь, что этот уровень не гарантирует устойчивого спроса на наш экспорт (основу которого составляют энергоносители - "Росбалт") в эти страны. А мы от этого очень сильно зависим", - отметил Медведев.

Тем не менее, по его словам, сегодня положение российской экономики несколько лучше, чем это было в 2008-2009 годах. Дело в том, что игроки на рынке сегодня не так сильно зависят от бирж, в то время как в прошлый кризис многие российские банки держали свои ценные бумаги в качестве залогов. Так что банковская система страны "несколько более отгорожена от рисков", чем три года назад, считает Медведев.

В России сейчас, конечно, всех интересует, что в условиях усиливающегося кризиса будет с ценами на нефть - источником нашего относительного благосостояния - и, соответственно, с курсом рубля, инфляцией и т.д. Другой участник пресс-конференции - президент консалтинговой компании "Неокон" Михаил Хазин полагает, что цены на нефть в ближайшие месяцы будут медленно падать, а в мае-июне 2012 года (или чуть раньше), после того как США начнут массированную эмиссию, могут взлететь до $150-$200 за баррель.

Затем, считает Хазин, "начнется инфляционная волна, в результате чего цены на нефть продолжат рост, но цены на все остальное, и, в особенности, на критически важный для России импорт будут расти еще быстрее". Все это, полагает экономист, приведет к "бешенной инфляции" и другим серьезным проблемам для российской экономики, в которой на сегодня внутреннее производство либо отсутствует, либо построено на импортных комплектующих. Таков, по словам Хазина "базовый сценарий" развития текущего кризиса. Кстати, по его мнению, нет ни первой, ни второй его волны, так как "с 2007 года он никуда не девался".

Одной из причин нынешних проблем Хазин считает то обстоятельство, что "сегодня в экономике США кредитных денег больше чем наличных в 17 раз, при том, что нормой считается превышение в 4-5 раз".

По мнению еще одного участника пресс-конференции, директора института экономики РАН Руслана Гринберга, "последние 10 лет были потеряны для страны". Причины - отсутствие промышленной политики.

Иллюстрируя методы управления современной российской экономикой, Гринберг говорит, что "Путин и его товарищи", если возникает необходимость финансирования какого-либо промышленного или инфраструктурного проекта обычно говорят примерно одно и то же: денег не дадим, потому что либо будет инфляция, либо разворуют. В такой ситуации, считает эксперт, у страны вообще заблокировано какое-либо движение к цивилизованной жизни.

Причем, чем дольше денег не дают, тем виднее становится деградация человеческого капитала. Однако в умении контролировать использование средств и заключается "ответственность правительства", полагает Гринберг. "Если ты не можешь проследить, куда идут деньги, ты не должен руководить" - говорит он.

В целом участники пресс-конференции согласились, что Россия может пережить надвигающийся кризис (или его вторую волну - кому как удобней считать) несколько легче, чем многие другие страны. Падать особенно нечему, пояснил Руслан Гринберг, имея в виду, почти полное отсутствие в России среднего класса, который наиболее остро страдает от экономических бурь.