Как сотворить себе врага: российский пример

На модерации Отложенный

Мы вправе задаться вопросом: какой же образ России формируют некоторые аналитические статьи об этой стране? Организованная преступность Италии наносит серьезный ущерб окружающей среде - «мусорный» бизнес неаполитанской Каморры, смертоносный трафик калабрийской Ндрангетты. Однако нам говорят, что нет ничего страшнее российской мафии! Журналисту Роберто Савиано (Roberto Saviano), автору «Гоморры», угрожают смертью - при этом никому не приходит в голову обвинять итальянское правительство. Зато в убийствах российских журналистов, Анны Политковской, например, или правозащитников, таких как Наталия Эстемирова, убитой 15 июля в Чечне, сразу усматривают «кремлевский след».

Нам настойчиво - и не безосновательно - твердят, что Владимир Путин в прошлом был офицером КГБ (весьма посредственным), но почему-то никто не вспоминает о том, что Джордж Буш-старший занимал пост директора ЦРУ. Хилари Клинтон, переняв эстафету у Дональда Рамсфелда, собирается призвать Москву соблюдать права человека, однако именно США вот уже семь лет держат в Гуантаномо заключенных, лишенных минимальных прав на судебную защиту. Вторжение российских войск на суверенную территорию Грузии вызывает резкие отповеди, зато Израиль в свой адрес слышит всего лишь вежливое пожелание положить конец колонизации территорий, оккупированных на протяжении вот уже 42 лет. Россию упрекают даже за то, что она хочет заставить Украину оплачивать поставленный ей газ по рыночным ценам, а не дотационным тарифам.

Клод Мандиль (Claude Mandil) в отчете «Об энергетической безопасности и Европейском союзе», переданном в апреле 2009 года премьер-министру, отмечал существующую противоречивую позицию: с одной стороны, демонизация Путина в связи с украинским кризисом, с другой - стремление превратить Россию в партнера Евросоюза в области энергобезопасности. Шизофрения всегда была составной частью геополитики, остающейся «рациональным» фасадом международного расклада сил.



В случае России мы перегибаем палку. Мы не утверждаем, что нужно вручить диплом образцовой демократии правящему в Кремле режиму - ему предстоит еще многое сделать, в частности в Чечне, где Кадыров проводит свою кровавую политику! Но критические замечания произведут куда больший эффект, если их авторы не будут забывать и «на себя оборотиться». Неужели Россия настолько отличается ото всех других стран, что происходящее в ней судят совершенной другой меркой?

Не потому ли эта критика приняла систематический характер, что наши эксперты по международным вопросам обладают коммунистическим прошлым, этаким невыводимым пятном? Возможно причина и в том, что во Франции сейчас (с 10 летним опозданием) наблюдается подъем неоконсерватизма, чьей первоочередной стратегической задачей, до терактов 11 сентября, было возвращение СССР? Провозгласив в 1991 году свою знаменитую фразу: «Мы окажем Вам наихудшую из услуг - мы лишим Вас врага», Георгий Арбатов, советник Михаила Горбачева по внешнеполитическим вопросам, обрек на техническую безработицу целую индустрию по производству стратегической продукции, нечто подобное случилось со специалистами по геральдике в эпоху Французской революции.

«Советский враг обладал всеми качествами «хорошего» врага: он был сильным, постоянным, последовательным, - писал генерал де ля Мэзоннев (de la Maisonneuve). - С военной точки зрения, он походил на нас, пусть даже в основе его структуры лежала «клаузевицкая» модель, пусть даже он вызывал беспокойство, но он был хорошо нам знаком и предсказуем. Его исчезновение подрывает нашу целостность и делает бессмысленным наше могущество». При администрации Буша роль врага играл Китай, однако президент Обама хочет нормализовать отношения с Пекином... Ни на кого уже нельзя положиться!